Хорошо бы Вам, Солохин, всё же определиться со смыслами. Насильственное молчание ума не задвигает болезнь, как Вы говорите, вовнутрь, а, наоборот, выводит её в осознавание. Это именно и есть то напряжение во всём буквально теле, которое мы начинаем переживать от прекращения производства умом мыслей.
Я иначе интерпретирую происходящее. Ум наш производит не так уж много своих собственных мыслей. В основном он обыгрывает помыслы, приходящие ему извне, от плененного страстями сердца. И описываемое Вами напряжение происходит от помыслов, насильственно стремящихся захватить внимание ума.
Этому процессу, доходящему иногда до пароксизма боли и сдавленности надо дать с собой случиться рано или поздно.
Этот процесс, как бы ни был он труден, не может даже близко сравниться с трудностью иной задачи - избавления сердца от страстей, живущих в сердце. Ибо молчащий ум свободен от власти страстей, но сердце-то остается нечистым!
Далее я не совсем понял Вас:
Можно, конечно, отгонять его от себя всю жизнь, думая, что занят правильной молитвой,
Правильная молитва имеет этапы, ступени. И то, что правильно на первой ступени, неправильно на второй - и наоборот.
но осуществить придется всё-равно уже во время умирания.
Разве во время умирания человек насильственно освобождается от мыслей? Так ли я Вас понял?
Ум, располагающийся в голове, не в состоянии молчать сколько-нибудь значительное время. Реальное молчание ума осуществляется только в сердце.
Вот это - правильно! Но отсюда прямо вытекает, что для начинающего эта цель просто-напросто недостижима СВОИМИ силами. И если кому удалось достичь молчания ума
прежде соединения ума и сердца,
значит, ему дьявол помогает!
А когда дьявол помогает, это внутреннее безмолвие достигается без труда.
Ну, самый простой пример: колдун или гипнотизер наводят транс - и ум глубоко молчит. Просто, быстро и без пароксизма. Однако к познанию Истины это не приближает ни на миллиметр.
Про врага. Конечно, удобно представлять себе некоего нападающего извне, берущего измором. Но при этом не видно нашего полнейшего соотнесения с тем, кто внутри нас, желающий властвовать, гордящийся своей значительностью, образованностью, чувством юмора и проч. Лишенного лишь самого главного: не знает он куда идти.
Вы не совсем понимаете меня. Я вовсе не представляю себе, что бесы находятся где-то вовне. Я исхожу из учения прп Варсонофия Великого наши "страсти суть демоны" - вернее, не сами демоны, но их энергии, действующие в нас.
Тому не надо далеко за чртом ходить, у кого черт за плечами - сказал Пузатый Пацюк, и был глубоко прав.
Если будет желание, гляньте вот сюда
http://www.pereplet.ru/text/solohin10feb08.htmlВ этой книжке в улекательной форме сказочной повести (в основе - автобиографической) излагается мое понимание этого вопроса. Я полагаю, что тот, кто внутри нас, желающий властвовать, гордящийся своей значительностью - это и есть сам сатана, собственной персоной.
В бытность мою колдуном (прежде Крещения, 16 лет назад) я видел это так же ясно, как вот эту клавиатуру. Видел, но не понимал.
...
Кстати, этот,
который внутри, прекрасно знает, куда идти: во ад, откуда он вышел и куда стремится вернуться, захватив мою душу в качестве трофея.