Исихазм

Автор Тема: Вопрос про ад  (Прочитано 72290 раз)

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Вопрос про ад
« : 15 Январь 2009, 13:10:34 »
Считается, что в Православии сокрыта вся полнота истины, а в других учениях - не вся. Но люди других религиозных взглядов спасутся, так как их Бог ведет другими путями.
То есть, всех 6 млрд. человек Бог ведет разными путями, пусть даже не такими лучшими, как наш путь. И индусы, и буддисты, и еще разные люди постигнут истину рано или поздно. И теософы, и атеисты. Вдруг Бог их отправит снова на Землю в новое перерождение, и они "исправятся".
К тому же каждый человек может быть хоть убийцей по убеждению (как Раскольников), а в момент смерти, движимый каким-то внутренним порывом, искренне раскаяться и войти в Царствие Небесное. А вдруг тот же Сталин или Ленин в момент смерти раскаялись как грешник на кресте и теперь в раю. Никто ведь этого не знает, кроме Бога и их самих. А мы здесь их проклинаем зазря.
К тому же Бог есть любовь и на Страшном Суде будет искать повод нас оправдать.

Так будет ли плачь и срежет зубов? Или же того ада, где раскаленные сковороды лижут языками, нет. А ад - это только житие в вечности без Бога. Но при этом каждый его обитатель может раскаяться и перейти в рай - житие с Богом с целью дальнейшего духовного развития.

Вопросы:

1) существует ли ад на самом деле, или все спасутся, т.к. у каждого есть возможность покаяния в момент смерти или же возможность при жизни полностью следовать пути своей религии (для религий, где нет покаяния)?

2) Вечна ли жизнь в аду для умершего? Или под словом "вечность" понимается только противоположность временности физического тела (т.е. нечто типа астрала - ушел в него (в вечность и снова вернулся во временность в новом воплощении); "вечность" как некая реальность вне "бхава-чакры" ("колеса бытия").

3) вопрос, вытекающий из второго: существует ли вероятность того, что когда-то ад опустеет и все перейдут в рай?

З.Ы.: Очень много хороших людей на Земле, отчего мысль, что кто-то может попасть в ад, огорчает. Бог, который есть любовь, не может допустить вечных страданий из-за маленьких оплошностей человека, сделанных им при его земной жизни.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #1 : 15 Январь 2009, 13:46:04 »
Очень интересные вопросы. Присоединяюсь и тоже хотел бы услышать мнение братии (и сестрии). :)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #2 : 15 Январь 2009, 13:47:33 »
Это сложная теме здесь можно много богословствовать и мудрить.

имхо ад есть..Господь нам Сам об этом сказал...

А вот на счет вечные не вечные муки, откуда нам знать, сначало надо узнать что такое вечность... а как узнать? только  там побывать... в это понятие своей башкой помраченной мы можем все что угодно вложить, но все быдет ограничиваться пространство временными рамками, а если в вечности сеё существо :?

Ну и спасении всех.. поставлю вопрос ... а для чего мы тогда все собрались? Не по причащению  ли мы входим в общение с Господом? Тогда что Бог который есть Любовь насильно меня заставит любить?

Мне кажеться(кажеться-вставил чтоб небыло категоричности) Все что Господь нам сказал так и есть, а остальное от лукавого.

Да и если Антонию Он сказал  внимать себе, тем паче на мудровать не стоит... но это имхо конечно, а никого думать перестать не могу заставить.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #3 : 15 Январь 2009, 14:18:16 »
Наверное, в Православии главное - спасение. Как в раннем буддизме - избавление от страданий, а вопросы метафизики остаются за кадром. Вроде как Будда хранил благородное молчание при ответе на них. Зачем они нужны; главное - спасение.
Наверное, Православие тоже не желает мудрствовать лукаво, храня благородное молчание.
Но все же человеческое любопытство гложет, и хочется спросить "А как оно там всё устроено?".

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #4 : 15 Январь 2009, 14:39:30 »
По данному вопросу можно  посмотреть следующую  статью «Антиномия геенны» http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3391

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #5 : 15 Январь 2009, 14:39:45 »
Общим местом в учении святых отцов Церкви является положение, что рай и ад существуют лишь с точки зрения человека, но не с точки зрения Бога. Конечно, и рай, и ад существуют реально, существуют как два различных образа бытия, но не Бог сотворил это различие. Из святоотеческого предания ясно видно, что рай и ад нельзя рассматривать как два разных места, но Сам Бог является раем для святых и адом для грешников.

Это неразрывно связано с учением святых отцов о вражде и примирении человека с Богом. Священное Писание не говорит о том, что Бог примиряется с человеком, оно говорит, что человек примиряется с Богом через Христа. А святоотеческое Предание уточняет, что Бог никогда не враждует с человеком, но человек сам становится врагом Бога, если не имеет общения с Ним, участия в Его жизни. Таким образом, даже если человек становится врагом Бога, Бог не становится врагом человека. Человек же по совершении греха сам представляет себе Бога разгневанным и враждебным.
http://blogs.mail.ru/community/o_pravoslavii/7E6520276F784BE5.html

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #6 : 15 Январь 2009, 14:50:53 »
там же:

рай — это любовь Божия. Естественно, когда мы говорим о любви, то главным образом имеем в виду нетварную энергию Божию. Преподобный Исаак пишет: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами». Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад — это бич божественной любви. Он пишет: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!»

Таким образом, ад — это мучение от воздействия любви Божией. Преподобный Исаак говорит, что печаль от греха против любви Божией «страшнее всякого возможного наказания». Действительно, какая это мука — отрицать чью-либо любовь и идти против нее! Какая страшная вещь — вести себя неподобающим образом по отношению к тем, кто нас искренне любит! Если сказанное сопоставить с любовью Божией, то можно будет понять и муку ада. Преподобный Исаак считает неуместным утверждать, «что грешники в геенне лишаются любви Божией».

Следовательно и в аду люди будут не лишены божественной любви. Бог будет любить всех людей — и праведников, и грешников, но не все в той же мере и одинаковым образом будут ощущать эту любовь. Во всяком случае неуместно утверждать, что ад — это отсутствие Бога.

Отсюда делается вывод, что опыт переживания Бога у людей различен. Каждому будет дано от Владыки Христа «по достоинству», «по мере доблестей его». Будет упразднены чины учащих и учащихся, и в каждом будет обнаружена «острота всяческого устремления». Один и Тот же Бог будет всем в равной мере подавать Свою благодать, но люди будут воспринимать ее в соответствии со своей «вместительностью». Любовь Божия будет распространяться на всех людей, но действовать будет двояким образом: грешников она будет мучить, а праведников — радовать. Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет: «Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой».

Стало быть, одна и та же любовь Божия, одно и же действие будет распространяться на всех людей, но восприниматься будет по-разному.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #7 : 15 Январь 2009, 14:57:01 »
Уважаю Флоренского. всем спасения желаю... но мудтрование это всё...
Svetlana всё впрочем и сказала.

ставлю вопрос зачем нам знать, что там?
что нам это даст?

что нам про знание сказано у Апостола?

нам дали всё чтоб спастись... и Христос даже воскрес... Но нам то пофиг...

Нам дана возможность потихоньку за жизнь свою скверну  попалить, а что там произойдет не знаем. может и сгорит всё может и запекётся, а это две большие разницы.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #8 : 15 Январь 2009, 15:12:13 »
там же:

Рай и ад – это действия благодати Божией на людей, нетварные действия. Согласно святым отцам Церкви, тварного рая и тварного ада, о которых учит франко-латинское предание, не существует. Франкские католические богословы, следуя Августину, считали огонь ада тварным. Они полагали, что находящиеся в аду не будут видеть Бога. Ад Данте, его описания адских мук известны достаточно широко. Франки считали, что мир состоит из трех уровней: неизменяемого неба для блаженных, изменяемой земли для испытания людей и преисподней для находящихся в муках ада и в муках очищения (следствием чего является учение католических богословов об огне чистилища). Православные отцы учат, что рай и ад существуют не как награда и наказание со стороны Бога, а как, соответственно, здравие и болезнь. Здоровые, то есть очистившиеся от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, а больные, то есть не очистившиеся, - действие опаляющее. В Священном Писании слава Божия описывается с помощью антонимов: свет – мрак, огонь – тьма, сияние – облако, молния – дым. Имеющие бескорыстную любовь видят Бога как Друга – во свете, в то время как корыстолюбцы и нечистивцы видят Его как Судью – в огне. В некоторых случаях рай именуется не только светом, но и мраком. С точки зрения лингвистики, эти слова выражают противоположные смыслы: свет противоположен мраку, а марк – свету. Но в святоотеческом предании божественный свет «по причине превосходящей все светлости» иногда называется мраком. Также и ад описывается в образе «огня-тьмы». Хотя и эти два слова также противоположны друг другу. То есть ад не является ни огнем, ни тьмой ни в каком из известных нам смыслов. Также и рай – это и ни свет, и ни мрак, как они нам известны. Поэтому святые отцы во избежание смешения понятий предпочитают апофатическую терминологию. Ясно одно: и рай, и ад не являются тварными реальностями, - они нетварны. Как праведники, так и грешники в будущей жизни будут видеть Бога. Но в то время как правденики будут при этом пребывать в блаженном общении с Ним, грешники будут этого общения лишены. Это видно из притчи о безумном богаче. Богач видел Авраама и Лазаря на его лоне, но не имел общения с Богом и поэтому горел в огне. Он воспринимал Бога как внешнее опаляющее действие. То есть эта притча выражает действительное положение вещей. Истина передается в форме иносказания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #9 : 15 Январь 2009, 15:26:34 »
***Ясно одно: и рай, и ад не являются тварными реальностями, - они нетварны. ***

Как раз не ясно это у Влахоса. Земля - при таком толковании - тоже место приложение нетварных энергий, однако тварна.

Так и рай, и ад - хотя представляют (нетварное) действие Бога (а что такое действие не представляет?) - не могут быть (только) нетварными, потому что состоят из тварного вещества и включают в себя и людей и других существ, ангельского порядка в раю и бесовского - в аду.

novarm44

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #10 : 15 Январь 2009, 16:50:13 »
Вот еще такое мнение:
Ад описывается как тьма внешняя или полное лишение Бога, т.е. существование вне Бога. А все наши чувства, любовь, внутренее спокойствие, смирение и т.д. исходят от Бога. Описывается что муки в аду страшнее любых мук на земле. Также где-то читал что даже дьявол и бесы трепещут от того куда будут низвергнуты.
В общем ад это состояния сознания, которое лишено всего (бездна). Отдаленно представить можно только если у вас когда-нибудь была "порча" когда "колдун" выкачивает из вас все жизненные силы, а взамен дает пустоту или беснование.

Еще в оккультных течениях есть описания адов, как различных уровней бытия в сансаре с различными видами мук вследствии неблагой кармы. Даже есть литература посвященная чисто этой теме.

pilgrim

  • Сообщений: 600
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #11 : 15 Январь 2009, 17:22:51 »
Как всё сложно и запутанно.
Знаю только про буддизм: в "народном" буддизме рай и ады тварны, а в "монашеском", "элитарном" считаются порождениями сознания.


А из ада можно со временем выпутаться в рай, будь они тварными или просто состояниями сознания?

novarm44

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #12 : 15 Январь 2009, 17:47:03 »
Цитировать
А из ада можно со временем выпутаться в рай, будь они тварными или просто состояниями сознания?

Из буддийского можно по мере отработки неблагой кармы, хотя если учитывать что сознание как-бы привыкает к своей карме и продолжает нарабатывать такую-же, то неизвестно.
А вот из христианского не знаю. Есть еще вроде такое понятие как чистилище.
Где-то также читал теорию что в конечном итоге в конце времен все спасутся, т.е. ада как-бы и нет.

Порождение сознания и тварность имхо с точки зрения буддизма одно и то же

Еще вопрос по перерождению: 99.9% процентов людей за одну жизнь обожения (просветления) не достигают, так что же сразу в ад или все же работаем дальше. Хотя сама по себе идея перерождения вредна (откладываем спасение на потом или, что есть у многих буддистов, мним себя какими-то крутыми перерожденцами).

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #13 : 15 Январь 2009, 17:50:59 »

Ад описывается как тьма внешняя или полное лишение Бога, т.е. существование вне Бога. А все наши чувства, любовь, внутренее спокойствие, смирение и т.д. исходят от Бога. Описывается что муки в аду страшнее любых мук на земле. Также где-то читал что даже дьявол и бесы трепещут от того куда будут низвергнуты.


Цитировать
В общем ад это состояния сознания, которое лишено всего (бездна).

Да это страшное место :-( разум не может постичь.

Священное Писание приводит некоторые сравнения, такие как: терзающий неугасающий огонь, внешний мрак, мучения, вечное наказание, огненное озеро.
Вне всякого сомнения, некоторые из этих определений являются символом неукротимого горения совести. Горение стыда, позора, памяти. Оно гложет и снедает, но никогда не гаснет..

Огонь и горение упоминаются так часто и столь убедительно, что нельзя пренебрегать фактом подлинного огня в аду. Библия утверждает, что там действительно будут вопли, плач и скрежет зубов..т.е это невыносимое место пребывания.. Можно ли  воспринимать огонь не иначе как реальность? Думаю да.

Ад - окончательное место пребывания. Оттуда нет возврата. Между небом и адом утверждена великая пропасть.( Лука 16 гл.)

Ад- место позора и вины. Пророк Даниил писал: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, один для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниил 12:2).
Ад -место, где нет покоя. "И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью" (Откров. 14:11). В нашем мире страдающие от боли находят моменты покоя. Даже испытывающие ужасные муки имеют время для сна или впадают в бессознательное состояние. Это место полной безнадежности. Отчаяние от сознания, что попавшие туда не имеют ни малейшей надежды или шанса выбраться, уничтожает потерянных. приговор является окончательным... :cry:
 
В аду нет места милости, любви, милосердию и благожелательности. Там господствует ненависть.

Ад — место внешней темноты. Это место где нет Бога, ведь Бог это СВЕТ, в Нем нет тьмы. Вечное проклятие — прямая противоположность. Библия в послании Иуды дает определение этому как "мрак тьмы". С темнотой приходят страх, злонамерения, дьявол, демоны, смерть.

Но изначально он был уготовлен для дьявола и его ангелов. (М. 25:41)

На мой взгляд, человек всегда служит одному из двух господ. Либо Небесному Отцу, либо— сатане. Совершенно определенно, что в вечности мы будем с тем господином, которому служили.
Бог не может спасти тех, кто отказался служить Ему и испонять Его заповеди.. Думаю, что незаслуженно никто не попадет в ад. Бог будет справедлив и честен как Судья Праведный. Таково мое мнение.

Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Вопрос про ад
« Ответ #14 : 15 Январь 2009, 17:59:52 »
angel Не соглашусь с такой категоричностью. Окончательный суд над человеком будет только в конце времен, а до этого мы молимся за человеков умерших. И Иисус как Сын может Если того желает человек спасти Его.

Скажет Отцу. Отче Без этой души не полноты моего тела. и спасет :-)

Я надеюсь... :-) Не на просветление же надеяться... :wink:

И еще не стоит забывать что Христос сказал что в доме Отца Его, обителей много. Каждый в свою меру может быть причастен. Но так размышлять конечно лучше когда в уныние в падаешь.