Суть в том, что любая греховная страсть есть некое живое существо, которое паразитирует на психике человека (и отчасти на его теле). Греховная страсть - это одержимость человека духом....Все наши греховные страсти - это действия демонов в нашей душе.
Наш с вами опыт различается.
В моем случае, пока не освободилась от внешнего (навязанного чужим видением) восприятия ситуации, - не могла освободиться.
Есть разные степени свободы. Вы говорите о состоянии сознания ("видение ситуации"), а я о бессознательном, которое мало зависит от видения ситуации. Изменение ума (сознания, если говорить по-современному) еще далеко не означает изменения сердца (которое только отчасти осознается умом).
ТО, что Вы говорите, очень важно, так как позволяет человеку начать вести по отношению к демонам "независимую политику", выйти из-под грубого прямого контроля. Но увы, в глубине все остается по-прежнему, и невидимый оппонент может этим воспользоваться, спровоцировав неожиданные порыв, психологическую катастрофу, временную потерю контроля - что и наблюдается постоянно.
Вы сейчас тоже ненужное дело делаете. Навязываете свое (в вашем случае, может и имеющее место) в качестве всегда существующего. Инфицируете людей, у которых еще нет своей точки зрения, которые могут подпасть под ваше влияние.
Убежден, что это не только мое. Но принимаю упрек. В оправдание могу сказать только то, что был в известном смысле вынужден сделать этот шаг. Разговор все время переводили на личности, и сколько я ни уклонялся, пришлось-таки перейти на мою личность. А в ней мало приятного.
Я бы предпочел беседовать о Боге - в этом больше пользы для души.
Личный опыт грешного человека - это помойка, на которой много интересного, но все подванивает, хотя бы слегка.
Мы, создавая некие модели восприятия бесовской реальности, открываем тем самым им доступ для воздействия. Это и называется плодить паразитов.
Неполезно туда вглядываться.
Не совсем так. Скорее, вступаем во взаимодействие. Способов одностороннего воздействия у них и без того полно - они лежат за гранью осознания: мы замечаем, что что-то произошло, только после драки, когда поздно кулаками махать.
Иметь правильную модель бесовской реальности очень важно для того, чтобы занимать по отношению к этой реальности наступательную позицию.
Правильная модель известна: бесы суть падшие ангелы, которые боятся Бога и артефактов церковной культуры - молитвы, Креста, святой воды - всего, что посвящено Богу. Эта модель реальности - работает, подтверждается опытом.
Особое вероучение о бесах (рассматривать зло и пытаться понять его внутреннюю логику, организацию) - это опасная вещь (на мой взгляд). Не нужно это. Это как придавать противнику силу, оформляя разрозненные представления во "вражью цельность".
Думаю, это не так. Церковь дает нам цельное вероучение о бесах, которое ИМХО является очень важным, одним из краеугольных для исихаста, так как бесы - его оппоненты.
Если вы читали роман У.Эко "Маятник Фуко" - вы поймете, о чем я.
Не читал. У.Эко вошел в моду уже после того, как я оттуда вышел.
Наше восприятие этой опасной сферы направляется нашей же предварительной установкой. Предубеждением каким-то. Я не говорю, что это плохо. Предубеждение может быть полезным, если увязано с правильным смыслом.
Мое "предубеждение" - в той мере, в какой мне возможно, не "ввязываться", не замечать, не вступать "в личные отношения", помнить, что "все под контролем" (Высшим).В упор не видеть как Иов.
Согласен 100%. Иначе и нельзя, а то начнешь шарахаться от собственной тени.
Греховные страсти - это поврежденные естественные силы души. Это "ниточки" за которые дергают демоны.
Так правильнее, на мой взгляд. С уточнением, что могут дергать (иногда этого нет). Это только возможность для усугубительного чуждого воздействия, оно отнюдь не всегда в наличии. Естественные силы души, повредившись, могут и без бесов доставлять неприятности. Не след во все бесов вмешивать.
Думаю, это недооценка протиника.
В плане же богословском - здесь неправильное понятие о душе, как о чем-то сложном. Душа проста и бессмертна, нетленна по естеству. Потому она не может быть "повреждена" сама в себе, без действия внешних энергий. Всякое такое повреждение суть синергия с дьволом, основанное на желании и согласии человека быть поврежденным.
Человек может быть святым в то время, как повреждено его тело.
НО он не может быть святым, пока повреждена его душа. Есть разница! Повреждение души - это скверна, нижеестественное состояние. ПОвреждение тела - один из допустимых тропосов бытия человека. У Самого Христа тело было повреждено, изъязвлено. Но повреждение души в Нем немыслимо, так как оно неотделимо от греха.
В плане христологии представление о автономной человеческой "поврежденности души" приводит к осиповским идеям "исцеления" через принятие Христом греховной повреждености на Себя, что по сути является возобновлением ереси Нестория и Феодора Мопсуэстийского.