Первопричина греха человека - да, дьявол. Ведь это он ввел первых людей в соблазн. Но все же сам грех - дело человека. Грех - это не приобщение неким греховным энергиям, но извращение своей доброй и благой по природе энергии.
Получается человек сам в себе создал деструктивные энергии, и как оказалось они сродны с бесовскими... Так ?
Если вдуматься, очень хороший вопрос, сразу бьющий в слабую точку высказанной Андреем концепции. Если наша энергия благая и добрая, то откуда в ней же самой берется потенциал ее извращения?! Откуда берется причина для извращения? Получается, что все-таки в человеке есть некий внутренний потенциал зла, некая мина, готовая взорваться.
Слабое место этой концепции - Христология.
Если Христос стал таким же как и все мы человеком, то почему мы Его считаем свободным даже от потенциальной возможности зла?
В чем разница между нами и Христом? Почем в Нем мы не допускаем возможности извращения природных энергий, а в нас - допускаем?
ЛЮбой ответ на этот вопрос будет неудовлетвоительным, если искать причину извращения природных энергий человека ТОЛЬКО в самом человеке. Ибо окажется, что и во Христе та же причина!...
И если в Нем эта "мина" не взорвалась, значит, в Нем стоит какая-то "пробка", препятствующая взрыву, которой в нас нету. И значит, мы не можем уподобиться Христу в отношении Его отчужденности от греха, не "свинтив" в себе этого вредного "жучка" и не заменив его на Божественную "пробку".
Последний кандидат в "жучки" - эта самая "гномическая воля", которой якобы нету у тех, кто достиг обожения.
Я полагаю, это ошибка!
На самом деле между нами и Христом нет никакого
внутреннего различия.
Наше различие только в "общественном положении".
Грехопадение есть послушание. Послушание дьяволу вместо послушания Богу.
Обожение есть послушание. Послушание Богу.
Особенность же Христа в том, что Он не находится в послушании у какой-либо твари (хотя и может принимать такой вид). Он - Главный.
И потому
для Него исключена и возможность греха, и возможность обожения.
Ему не нужна "возможность обожения", так как Он обожен от зачатия.
А нам нужна эта возможность. Хотя в ней заключена и возможность ее извращения.
Это наше слабое место, это место нашей силы.