Небольшой оффтоп, но все равно в тему:
Авраам Позов, "Основы древнецерковной антропологии"
"Др.-церк. аскетам умной медитации хорошо известен дурной аспект поясничного центра и демонская подоплека духовности змея Кундалини. Об этом говорит Григорий Синайский. В умной медитации змей Кундалини, как и сердечный змей, становится бездеятельными, поясничный центр освобождается и связанная в нем духовная сила-исхис устремляется, действием Св. Духа, в сердце, то есть происходит гармоническое соединение поясничного центра с сердечным. О силе-исхис, освобождаемой Духом Св. в процессе просветления души в умной медитации говорится в Евангелии иносказательно: "Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки живой воды".
В других местах книги Позов также касается темы кундалини.
Цитата из его "ЛОГОС-МЕДИТАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ: УМНОЕ ДЕЛАНИЕ":
"Объект концентрации в тантрической Йоге, поясничный змей Кундалини, известен ясновидцам умной молитвы. Григорий Синайский говорит о нем иносказательно:
«Внутренний и природный враг поясницы извращает все духовное, посредством фантазии подставляя од-но вместо другого, и вместо теплоты вызывает ненормальное жжение, так что душа цепенеет и отягощается в этом заблуждении. Вместо блаженства вызывает неразумную прелесть, гордость и тщеславие. Но время, опыт и чувства открывают его лукавство и хитрость» (Patr.M., О заблуждении, т. 150,1324). То же говорит и Григорий Палама. Известно, что означает на церковном языке слово «враг», это — дьявол, демон. Григорий С. отмечает демонскую сущность этого «внутреннего врага» и его роль в созерцании йога во время каталептического шока, называемого бессознательным экстазом, с трупным окоченением тела. Гордость и тщеславие йога выражается в его самообожествлении, в чувстве всезнания и всемогущества".