Вот читаю и удивляюсь. Как это нет четкого учения о спасении?
Да очень просто. Где сказано - надо делать так, так и так; в этом неоднозначном случае - это однозначно грех; если десять раз не помолишься Иисусовой молитвой - будешь в аду и т.п. Всё предполагается делать с рассуждением - а рассуждения у нас быть не может, ибо все мы "в прелести" (св. Игнатий Брянчининов). Отдаем себя в руки другого через послушание, а он тоже в прелести. Остаётся только просвещение от Бога. А как отлечить от Бога ли, разум то нечист, да и бывает вовремя не вспомнишь. Нет алгоритма. Вот и кидает православных от крутейшей аскезы до "спасения по факту веры".
Мало того его нет и в христианстве. Есть 3 варианта спасения - католический, православный и протестантский. А всё потому, что у самого Христа не сказано чётко что нужно делать чтобы спастись. А дальше пошли людские измышления.
Вы видимо хотите подробную инструкцию на все случаи жизни. Причем с жесткими условиями. Зачем? Господь не бухгалтер и не начальник концлагеря, чтобы всех загнать в казематы и одеть в одинаковые робы. Каждый человек уникален, и подробности жизни его уникальны. Помните в Евангелии от Иоанна:" 25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. " Если объяснять почему и зачем каждый атом, то конечно сама книга объемом превысила бы мир. Поэтому нам указаны маяки которых следует держаться, и достаточно подробно рассмотрены правила мореходства
Что же касается деталей... Такаия инструкция есть - она называется Дух утешитель, Ин.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. " Суть в том, чтобы прозреть, слепому сколько инструкций ни давай, как добраться до деревни Зуево, а все без толку. Поэтому" прииди и виждь"прежде всего.
Возьмем, например, понятие прелести. Что такое прелесть? Это те "раскаленные стрелы" , которые без конца пускают в наш ум "духи злобы поднебесной". Мы их не видим, они внушают нам мысль , что их нет - так и проще всего действовать, ибо тогда человек все мысли принимает за свои, а следовательно действует по плану бесовскому. Хотя любой человек испытывал ощущение, что являлись мысли явно какие-то чужие.. Но это уже крайние случаи, когда бесы делают попытки явного подселения, и сделали бы это в ста процентах случаях, если бы Слово не препятствовало окончательной погибели человека. Все мы в прелести, однозначно, таким образом. Но есть резкое различие. Тот, кто осознал, что против него ведется мысленная война - уже не в прелести, и это первый шаг к спасению. Но война против него продолжает вестись, и этот человек все равно в прелести. Понимаете? Война ведется - это прелесть, но человек начал изучать военное дело - это уже не прелесть. Отсюда различие между опытным духовником (их сейчас мало) и новоначальным, такое же как между офицером и рядовым.Вот тогда вырабатывается подлинное рассуждение, как воевать. Основание - помнить, что должен быть "меч духовный" в руках, то есть молитва. И знаком началом просвещения от Бога, границей, где открывается духовный ум - будет тишина, радостная тишина, когда наконец эта "стрельба" закончится на какое-то время. Тишина может быть и сознательно спровоцирована хитрым маневром врага, поэтому тут тоже важный момент. Подлинной тишине сопутствует и "покой" и "радость" и "любовь" . Это имхо основное.
Исходя из всего этого, наверно нелепо говорить что святоотеческое учение - это людские измышления. Люди, которые всю жизнь положили на борьбу с "измышлениями"...Могли ошибаться в чем-то, да, но войну прошли и славой увенчались.