Невозможно человеческому разуму объять всю полноту ветхозаветных заповедей, тем более, что из них ряд уже утратил силу, а граница актуального не очерчена, да и вряд ли может быть очерчена. И толкования ничуть не решают задачи как правильно, так как толкования - это же информация для размышления, а не благодать. Христианство не есть законничество. Поэтому Духа Святого стяжать надо для правоты решений любых. Ничто заменить этого не может. Ни прецедентное право, ни голосования, ничего.
Согласен с Вами, kirill_mkv,
«Христианство не есть законничество» – чистая правда, как и то, что
«Духа Святого стяжать надо для правоты решений любых. Ничто заменить этого не может.» Но толкования как раз и помогают нам понять, как правильно, и указывают нам Путь стяжания благодати Святого Духа. Мне видится так.
Самовольно или нет, этого я не указывал. Я указывал на то, что они были адаптированы, как указано в Евангелиях, разъяснено в коментариях к ним. Там сказано - по жестокосердию их. У Иоанна Златоуста не сказано ли, по чей воле произошел учет жестокосердия?
Простите, пожалуйста, но я не понял по поводу «учёта жестокосердия».
А это совершенно не так. Моисей ничего самовольно не менял.
У святых отцов есть отзывы о том, что были случаи когда Моисей менял. В случае например, когда отдал приказ обнажить мечи на идолопоклонников, после разбития скрижалей, преп Ефрем Сирин пишет, что Бог так ему не говорил.
Буду очень благодарен Вам за ссылку на Ефрема Сирина с упомянутым Вами толкованием. Я с ним, к сожалению, не знаком. Очень хотелось бы почитать.
"Бог не может быть вынужден обстоятельствами." - пишете Вы, и пишете правильно.
Мне представляется так. Бог не может быть вынужден обстоятельствами, однако Бог может влиять на эти обстоятельства, в том числе и путём изменения Закона, изложения его в несколько иной форме (через пророка), которая способна оказать нужное Богу влияние на народ иудейский (в данном случае).