Созерцание - напр., во время богослужения, - ни в коей мере не есть ментальное рассматривание каких-то символов. Это мистическое погружение в тело службы, когда она проживается собственной (внутренней, мистической) жизнью с непосредственным (без всякий размышлений и абстракций) постижением смыслов.
Согласна.
Тексты Максима Исповедника описывают, на мой взгляд, другое. Там не о "непосредственном (без всякий размышлений и абстракций) постижении смысла".
А Ваши слова "тебе дарована возможность прямого непосредственного единения" и пр. - всего лишь ментальный шорох, если нет этого непосредственного единения или, что еще хуже, это обман себя и других. Уверяю, если бы было прямое непосредственное единение, то не только внутренность (душевную), но и все тело сотрясло бы так, что на пол попадали... как минимум.
Сотрясение есть - и тело и внутренняя душевность сотрясается. Тело-то общее. Наше и Его. Не ощущаем в полноте потому, что специально управлено так. Каждому дается своя мера, чтобы не разрушить человека.
Все разрушительное, попаляющее, что не на пользу человеку, берет на себя Христос, в Себе Самом примиряя и очищая.
если нет этого непосредственного единения
Как можем судить, что НЕТ?
всего лишь ментальный шорох
Эти слова на первых порах - всего лишь исповедание веры (что тебе дарована возможность прямого непосредственного единения). Это может годами длиться, когда выстаиваешь службу только потому, что положено. Но даже и тогда нельзя сказать, что нет непосредственного единения. Оно есть.
Литургия, на мой взгляд, все-таки отличается от мистерий, которые действенны именно силою "сдвига" души, именно ощутимым для человека вхождением в скрытые реальности,
проживанием их.
Христианское богослужение - это объективно существующая реальность. Дар Царства. Все в Него входят, кто верит в Христа и приходит причащаться (независимо от того,
ощущает потрясение в этот момент, или нет).
Но, вообще, чем больше говорю, тем больше убеждаюсь, что все правы. Не подумайте, что спорю.