Уважаемая, Maska, постараюсь, по Вашей просьбе, привести обоснования по поводу Игнатия Лайолы, за одно упомяну и Франциска Ассизского.
Игнатий Лойола - основатель ордена иезуитов, создал свою систему "духовного совершенствования". Его книга "Духовные упражнения", пользующаяся огромным авторитетом в католичестве, непрерывно призывает христианина к тому, чтобы представить себе, вообразить, созерцать и Святую Троицу, и Христа, и Богоматерь, и ангелов и т. д. В результате усиленной "медитации" на сопереживании страданий Христа, его последователи довольно часто обнаруживают на своем теле стигматы. Особенно преуспел в этом основатель ордена францисканцев Франциск Ассизский, у которого техника самовнушения приводила к образованию кровоточащих язв на руках и ногах.
Однако, если сравнить основные положения Игнатия Лойолы с преданием святых Отцов ( Антония и Макария Великих, а также других авторов "Добротолюбия", спасавшихся в разные века), то эта система - не что иное, как обычная "прелесть", в которую нередко впадают новоначальные православные монахи. Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви "Добротолюбие" решительно запрещает такого рода "духовные упражнения". Обычно этот самообман, на первых порах дающий ощущение Силы Духа, Духовных дарований и пр., который в конце концов приводит либо к психическому расстройству, либо к полному разрушению личности.
Природа этих стигм хорошо известна в психиатрии: непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Ничего благодатного здесь нет, ибо в таком сострадании (сompassio) Христу нет той истинной любви, о существе которой Господь прямо сказал: кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня (Ин. 14;21). Потому подмена борьбы со страстями, своим ветхим человеком, мечтательными переживаниями "сострадания"– является одной из тяжелейших ошибок в духовной жизни, которая приводила и приводит многих подвижников к самомнению, гордыне - очевидной прелести, нередко связанной с прямыми психическими расстройствами .
Интересен также тот факт, что после стигматизации Франциск Ассизский "перестал интересоваться всем, происходящим в Ордене" и предоставил монахам жить, как они хотят. Очень показательна и цель жизни, которую поставил перед собой Франциск: "Я трудился и хочу трудиться... потому что это приносит честь" (Святой Франциск Ассизский. Сочинения. - М., Изд. Францисканцев, 1995. - С.145). Франциск желает пострадать за других и искупить чужие грехи (С.20). Не потому ли в конце жизни он откровенно сказал: "Я не сознаю за собой никакого прегрешения(!), которое не искупил бы исповедью и покаянием" (Лодыженский. - С. 129.). Как видим, не чувства своей греховности беспокоили Франциска, а откровенные претензии на равенство с Христом! Во время этой молитвы Франциск "почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса".Насколько далеко он отдалился от Бога, можно понять хотя бы из сопоставления этой его фразы с духовным откровением Аввы Дорофея: "Чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным"; напротив, чем более отдаляется, тем чище сам для себя становится, не замечая собственных грехов. Куда завела Франциска такая духовная жизнь, можно заключить хотя бы из слов, сказанных им уже на смертном одре: "Я прощаю всем моим братьям, как присутствующим, так и отсутствующим, их обиды и их заблуждения и отпускаю им грехи их, насколько это во власти моей". Те, которые очистились от страстей, приобрели смирение, "стяжали, - по слову преподобного Серафима Саровского, - Духа Святого", приходили к любопытнейшему с психологической точки зрения состоянию: они начинали видеть себя худшими всех. Пимен Великий говорил: "Поверьте, братие, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я"; Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось, как солнце, так что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние.
Сегодня последователи этой системы практикуют во многих приходах Католической церкви, особенно в Польше.
Надеюсь Ваш запрос был удовлетворён.