Кирилл, я не идеализирую Европу. Там такие же немощные люди со своими душевными недугами. Но термин "особые" - оттуда. Таких людей там нельзя назвать "инвалид" (буквально - "не годный"), говорят "особые" или "альтернативно одаренные" (а многие из них и правда одарены в т.ч. духовно).
В этом дело. В воспитании, в вежливости. Ведь не плохо есть на чистом? Неплохо быть любезным? Почему не научиться хорошему? Потому и привел примеры зарубежных православных приходов - что там видим (по крайней мере в писаниях пастырей) неискаженное православие, которое вполне сочетается с европейской воспитанностью.
Скажу больше: те, кто у нас занимается (на основе организации православных общин) работой с особыми людьми с радостью перенимают западный опыт там, где он является опытом положительным. Общество ведь во всем мире только недавно, после войны начало считать их за людей. У нас - с начала 90-х А значит - тут нет проторенных путей.
С одной стороны это - простая вежливость, бездуховная формальность, а с другой стороны - она решает все в духовном климате конкретных семей. Ведь многие просто боятся прийти ко Христу. Он сказал "Приидите все труждающиеся!", они приходят, а им выдают: "Неееет! Не до кровавого пота вы еще работали!" - это ли не поражение Церкви? Я знаю много случаев, когда людей просто отваживали от церкви и они теперь сознательно гнушаются всем, что имеет "православный" привкус. Понимаете ли, что в душе такого ребенка, побиваемого страхами от рождения, в душе его матери все эти годы идет самая настоящая невидимая брань, наконец? Они пришли, чтобы на них явились дела Божьи, а мы что на них являем?
Есть писатель - Рубен Гальего. Он знаменит тем, что выжил в условиях советских богаделен, будучи болен тяжелой формой ДЦП. И написал об этом. Это человек огромной силы духа, нашедший в себе силы простить в том числе. Я готов принять что в том борении, которое прошел он есть провиденциальный момент (хотя скорее - в том, что он выжил, нежели в тех крестных муках, которые претерпел душой и телом). Но он описывает десятки, сотни других, которые умерли. И умерли в муках, во зле, в грязи, забытые всеми, кто-то вообще покончил с собой. Разве не хорошо было бы чтобы этих их мук вообще не произошло? И разве не в силах человеческих что-то изменить здесь? Ведь одно дело - когда идет на смерть подвижник, в смирении принявший волю Божью, а другое дело - когда люди по равнодушию своему устраивают на Земле филиал ада.
Думаете люди с психическими особенностями там защищены? А как же, вот например, озлобленные? Это ведь тоже психическая особенность. А как же гомофобы? Ведь бред же - геи перестали быть изгоями, зато изгоями стали те, кто открыто отрицает содомизм.
Озлобленность - не врожденные особенности психики, а именно, что социальное явление, если угодно - бес, поражающий нас в голову. Его надо лечить или по крайней мере не давать ему расти. Так неонацисты в Германии есть, но находятся в статусе неприкасаемых. Про них просто никто никогда ничего не говорит, это считается ниже человеческого достоинства.
Про гомофобию, если ее понимать как патологический страх и желание набить морду (не готов обсуждать духовное понимание трагедии гомосексуализма и причину, по которой считаю его болезнью - такое понимание не считаю гомофобией и там не считают) - то же самое - это умонастроение а не заболевание. Но в принципе согласен, что перегиб в обратную сторону там существует - меньшинство часто тиранит большинство.
А вообще, священник то в курсе всей ситуации? Может он вполне на Вашей стороне и даже интересуется по поводу Вашего мнения о правильном воспитании паствы.
Ценю тонкость Вашей иронии
В этом храме священники гораздо больше моего понимают в особых детях, говорю же, этот приход - особенный в каком-то смысле. Не надо ничего там объяснять.
А вот пытаться найти (в том числе и в разговорах, подобных нашему) точку соприкосновения "безблагодатных" этики и психологии с "благодатной" аскетикой и догматикой - обязательно нужно. Просто потому, что Церковь де факто несет важные учительные функции и в нашем вопросе могла бы очень помочь тем, кто в такой помощи нуждается. Имею в виду не только "особых" (о них, говорят, Бог все же, бывает, печется независимо от человеческих усилий хотя далеко не всегда, чаще ждет человеческой милости к падшим), но и нас, "нормальных".
Конкретные идеи - работать самому над организацией, например детских лагерей, писать, рассказывать, учить не бояться и понимать (в том числе и батюшек, тех, кто просто не знает, но хотел бы знать)... Если Вы захотите присоединиться - будет здорово, волонтеры нужны. Все так или иначе меняется к лучшему и у нас в стране, по крайней мере часть докторов уже оперирует новым пониманием таких вещей как аутизм (раньше говорили "детская шизофрения"), синдром Дауна, ДЦП... Нам сейчас легче, чем родителям 20 - 30-летних ребят, следующим за нами будет еще легче, в том числе и входить без травмы в церковную жизнь.
Еще раз: речь не о спасении, которое в одном Боге. А о простых, человеческих вещах.