Мой вопрос был риторический:
Если использовать некую психо-практику, которая "утишает" ум вне молитвы и Богомыслия - то не является ли это столь же противоприродным, как и употребление медикамента с целью "правильно подступиться" к самой молитве?
Вопрос не в использовании "некой конкретной психотехники", а в целесообразности захода с некой определенной стороны - как писал Евгений, когда цитировал прп. Исаака.
Кстати косвенно об остановке ума свиделельствует уже ап. Павел - созерцатель
неизреченного. Молчание - не молчание лоботомированного мозга, но молчание ума, превзошедшего уровень, на котором творятся мыслеформы и идет внутренний диалог.
Использование же медикаментов, как свидетельствовал в каком-то треде Леонид, имевший подобный опыт, может привести к одержанию, вплоть до непроизвольного "оборотничества", то есть это - вид анимической, грубой магии, в то время, как молитва - вид высокой теургии.
И еще: если все-таки принимать к сведению наработки восточных братьев, то нет разницы - используем мы для остановки диалога расслабление или концентрацию. Уровень состояния определяется не этим, а общим вектором
воли подвижника - во вне, или в себя - так в схему "подгружается" моральный императив.