elm, спасибо за возможность подумать
нет возможности у меня сейчас найти примеры насчет подвижников.
Полагаю, их именно искушали - насилие воли в таком случае просто не представляю.
Почему бесы не ругаются матом? Мат - это мощный сакральный язык, обращенный к языческим богам куда более древним чем все эти Велесы и Перуны. Что ни слово в нем - поминание или обращение к языческому богу или мироустройству. Церковь это знала, потому и крепко боролась с матершиной. До сих пор именно матом в народе "внешнюю" нежить отгоняют - леших и чертей, они мата боятся (судя по полевым исследованиям этнографов). Продолжать не стану.
Под Божественной любовью имел в виду ту,о которой молим:"пламенем любви распали к Тебе сердца наша". Она же может стать для недостойного Божьим гневом и попалить, оставаясь при том той же любовью. Значит, дело в разном понимании термина "божественная любовь". И я тогда не понимаю - "недуховная божественная любовь", что это?
Крест Спасителя и разговор сатаны с Богом в Евангелии в данном случае - имхо не примеры. И вот почему.
Спаситель смирился до конца, но ни искушение в пустыне, ни Крест не сопровождались намерением по изгнанию бесов из других либо по исцелению других. А именно при изгнании бесов палит. И в Евангелии описано, как они восклицают, когда Иисус врачует/ исцеляет/подходит к одержимым. Точно также Вы пишете:
прозелит, смирение не палит, палит только и только Дух. Бес боится смирения только потому, что знает, что ему всегда сопутствует Дух.
но я на это могу возразить - в Ваших примерах Дух пребывал с Господом, но Дух не попалил ни сатану в пустыне, ни демонов при Распятии (до смерти, да). Там иное происходило. С.о. - толкователи пишут где-то, что сатана не был уверен, что пред ним - Бог и пытался косвенно выяснить это в искушениях. А Господь парировал искушения, не открываясь пред сатаной, показывая и нам пример такого противодействия. Это я вольно излагаю...
Я вообще не знаю, кто вошел в меру смирения Спасителя, кроме Матери Его.
"Житийная статистика"
показывает вероятно не вошедших в должную меру смирения, оттого и избиваемых. Вам виднее.
Кстати, Вы говорили о Силуане, но он вовсе не считал себя смиренным, и насколько помню, до конца жизни говорил, что еще не смирился. Он же говорит и о разных мерах смирения, а вот у нас с вами из-за недоговоренности об этих степенях и происходит непонимание имхо.
Прп.Силуан о смирении.
Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя, но это не есть еще настоящее смирение, которое неописуемо. Когда душа идет к Господу, то бывает в страхе, но когда увидит Господа, то от красоты славы Его неизреченно радуется, и от любви Божией и от сладости Духа Святого совершенно забывает землю. Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь.
О, Христово смирение! Знаю я тебя, но стяжать не могу. Плоды твои сладки, потому что они не земные.