Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137759 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #285 : 29 Ноябрь 2014, 16:21:45 »
могу ошибаться но есть мысль что любая практика сообщает некую реальность, некое переживание, так как в основном практики рождались в монастырской среде, то они имеют некий искусственный характер, именно образ практики, но сами эти реальности могут жить и в отрыве от конкретного образа...так например практика коанов...на вопрос что такое истина дается ответ, дерьмо на палочке...вот с чистой реальностью этого ответа мы можем встретиться в обычной, повседневной жизни...это может выражаться не только словесно но и в поведении людей...к слову сказать, этот ответ не так уж глубок и реальность эта соответственна не глубока, она имеет свой предел, так как тварна, подобно и другие практики не смотря на свою сложность, в смысловом значении имеют свои пределы, и порой обычная(осмысленная) жизнь намного глубже проворачивает и изменят ядро ума...а практика порой становиться чем-то вроде Пава, да таращит, дрючит тварные энергии но сути мало...и как кажется многие древние практики утратили свою значимость, актуальность их сомнительна в силу того что энергии мира изменились...
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2014, 16:43:34 от veresk »

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #286 : 29 Ноябрь 2014, 17:02:04 »

Вполне допуская, что Вы знаете, о чем говорите, все же скажу, что Вы делаете распространенную ошибку, которую совершал не раз и сам: берете одну знакомую традицию и на основе ее понимания делаете выводы о всей йоге и всей тантре Востока. Этого не стоит делать, поскольку другие йогические и тантрические традиции очень сильно и даже принципиально отличаются от описанного Вами. Вы же знаете и описываете лишь малую их часть. А потому, с т.з. иных йогических и тантрических традиций Востока можно возразить, почти по всем пунктам Вашего поста.

Можно, но нужно ли — это другой вопрос. Нам бы со своей традицией разобраться ))

Я бы пояснил позицию прозелита сравнением, универсум традиции имеет полностью случайное воплощение в практикак каждого конкретного последователя этой традиции, поэтому Ваше совершенно случайное и ничем не обусловленное понимание и реализация не может быть соотносено с практиками других "юзеров".

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #287 : 29 Ноябрь 2014, 19:34:59 »
Цитировать
что за высшие существа? Попахивает и впрямь эзотерикой. Слышали? Венец творения у Бога человек. Так что выше чеовека нет на земле существа. И ангелы служат ему.
а что мешает ангелам передавать человеку практики, служа ему?
учение Григория Паламы мне известно. Палама говорил о совершенстве человеческого образа как подобия божьего и в этом человек выше ангелов, но при этом нужно учитывать что среди людей едва ли найдется тысяча людей, так близко премыкающих к Богу, как они. Вывод прост - образ человека, это как капитал приобретенный при рождении, лишь аванс.
Цитировать
И главная победа, победа над собственным превозношением.
Безусловно, но мы сейчас обсуждаем другое или повторенье мать ученья? 
Цитировать
Плюнте snusmr на свое представление о духовном мире. Выделенная фраза мной,говорит о том, что оно (ваше представление) ошибочно.
мои меры приличия не позволяют мне плевать... вы можете не слушать, я же не заставляю вступать в ряды моих приверженцев. 
Цитировать
берете одну знакомую традицию и на основе ее понимания делаете выводы о всей йоге и всей тантре Востока.
Ни в коем случае, я оперирую данными исследований.
Своим постом я хотел подчеркнуть, что сложившаяся традиция исихазма формировалась на особенностях психики, энергетики, менталитета, духовном опыте конкретных людей. Рождение в той или иной среде дает определенные особенности, позволяющие более эффективно развиватсья в этом направлении.
Цитировать
Нам бы со своей традицией разобраться ))
об этом и говорю.
итак 3 сообщения в день я исчерпал, если что отвечу завтра.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #288 : 08 Февраль 2015, 09:47:34 »
передаю информацию из надежного источника:
В исихазме по всей видимости из практик внутреннего созерцания осталась только одна доступная по письменныим источникам, она же и основная. Это концентрация на пупе, сердце и уме.
Немного теории:
Существует внешнее созерцание, когда подвижник созерцает лик Богоматери, Христа и внутреннее созерцание. Иногда подвижник может соединить внешнее созерцание с внутренним (но это необязательно нужно), тогда происходят удивительные вещи самоосознания себя, единства с миром, причастности божественного, у подвижника могут начать литься слезы.
теперь о внутреннем созерцании.
Всем известна практика опускания ума в сердце, однако это практика лишь часть более глубокой практики. Задача опускания ума в сердце - принести балансировку рациональности и этичности, что приводит к гармонизации этих сил, рациональность начинает смотреть на мир с позиции этичности, возникает некое сосотояние "этичного ума" или "умного сердца". помимого этого происходит некое осознание своего божественного, держа внимание в сердце также челвоек перестает растаскивать свое внимание на внешние чувства, ибо гдевнимание - там энергия.
однако эта практика часть более глубокой практики.
Исихасты знают о трех особых центрах человека. Сначала они устанавлиают внутреннее безмолвие. Потом концентрируются на лбе, сердце и пупе. Через эти центры происходит доступ к своему внутреннему состоянию самоосознания, которое можно назвать "Светом сознания". Само состояние приводит к осознанию своего божественного "я", если подвижник сумеет сконцентрироваться на источнике этого внутреннего света сознания и продержаться в этом состоянии достаточное время.
Интересно то, что за последовательной концентрацией на лбе, сердце и пупе, подвижники старались сконцентрироваться сразу на трех центрах, это дает гораздо более глубокое вхождение в состояние "Света сознания" и как следствие уровень самоосознания того кто мы есть, части себя в мире и его единства.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #289 : 08 Февраль 2015, 10:10:01 »
snusmr, как же вы не поймете, что для Бога нет проблем войти в сердце человека, а для человека эти точки внимания, лишь повод укрепиться в эгоцентризме. И через эти центры, вы позволяете "управлять" собой бесам. Общение или контакт с Богом должен быть естественным, без прогибания себя. Вы заставляете себя дышать? Когда хотите есть, вы просто еду кладете в рот. Так же и в молитве с Богом должно все происходить. Тишина ума будет естественна при таких состояниях. А душа будет сама дышать Богом.
А так, какие то чакры опять. Зацикливаясь на энергиях и процессе, его осмысления, вы теряете саму нить молитвы, зачем то задерживаете "дыхание", что бы вдохнуть Господом.
Храни вас Бог!

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #290 : 08 Февраль 2015, 10:48:06 »
Цитировать
snusmr, как же вы не поймете, что для Бога нет проблем войти в сердце человека, а для человека эти точки внимания, лишь повод укрепиться в эгоцентризме. И через эти центры, вы позволяете "управлять" собой бесам. Общение или контакт с Богом должен быть естественным, без прогибания себя. Вы заставляете себя дышать? Когда хотите есть, вы просто еду кладете в рот. Так же и в молитве с Богом должно все происходить. Тишина ума будет естественна при таких состояниях. А душа будет сама дышать Богом.
А так, какие то чакры опять. Зацикливаясь на энергиях и процессе, его осмысления, вы теряете саму нить молитвы, зачем то задерживаете "дыхание", что бы вдохнуть Господом.
ну да, ну да .я уже понял что ничему вас научить не могу :)

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #291 : 08 Февраль 2015, 20:33:15 »
Цитировать
snusmr, как же вы не поймете, что для Бога нет проблем войти в сердце человека, а для человека эти точки внимания, лишь повод укрепиться в эгоцентризме. И через эти центры, вы позволяете "управлять" собой бесам. Общение или контакт с Богом должен быть естественным, без прогибания себя. Вы заставляете себя дышать? Когда хотите есть, вы просто еду кладете в рот. Так же и в молитве с Богом должно все происходить. Тишина ума будет естественна при таких состояниях. А душа будет сама дышать Богом.
А так, какие то чакры опять. Зацикливаясь на энергиях и процессе, его осмысления, вы теряете саму нить молитвы, зачем то задерживаете "дыхание", что бы вдохнуть Господом.
ну да, ну да .я уже понял что ничему вас научить не могу :)

Соглашусь с Никодимом, искусственная концентрация на точках на мой взгляд, это техника работы с вниманием что бы приучить его не прыгать туда сюда, сама же молитва это естественное состояние, и никаких практик не требует, но что бы взойти с телесной молтвы до умной надо развить собственно сам ум с помощью практик.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #292 : 08 Февраль 2015, 23:29:44 »
передаю информацию из надежного источника:
В исихазме по всей видимости из практик внутреннего созерцания осталась только одна доступная по письменныим источникам, она же и основная. Это концентрация на пупе, сердце и уме.
...

Я бы назвал это внешним созерцанием. По сравнению с внутренним. Или - средним, по сравнению с совсем внешним, который тоже описан, кстати.

И да, это не созерцание, это концентрация. Созерцание - это, скорее, исследование отражения в нас, посредством концентрации внимания.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #293 : 09 Февраль 2015, 00:19:49 »
ну да, ну да .я уже понял что ничему вас научить не могу :)
А кто Вас поставил учить?
Никодим, Aндpeй, +.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #294 : 09 Февраль 2015, 00:56:58 »
А вообще, интересно, snusmr. Продолжайте.

Где-то у йогов было, что если медитировать на голове, то и получишь результат другой.
Но два-три ли центра внутренних в человеке, или всё-таки один? Ведь разрастаясь, он поглощает всё.
Разрастётся ли "головная медитация" в объём внутренней жизни, или просто будет промах, и "вот это вот" Боженька выращивать не будет?
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #295 : 09 Февраль 2015, 15:21:47 »
ну да, ну да .я уже понял что ничему вас научить не могу :)
А кто Вас поставил учить?
Никодим, Aндpeй, +.
я с вами полностью согласен Владимир, на учителя я не гожусь. Имелось ввиду "не могу ничем быть полезен". так как мой лимит сообщений в тот день закончился, то исправит ьсвою оплошность я не смог. впрочем не будьте так строги, у каждого человека мы можем чему-то научиться, ну хотя бы как не надо делать.

Цитировать
Я бы назвал это внешним созерцанием. По сравнению с внутренним. Или - средним, по сравнению с совсем внешним, который тоже описан, кстати.
И да, это не созерцание, это концентрация. Созерцание - это, скорее, исследование отражения в нас, посредством концентрации внимания.
Цитировать
Соглашусь с Никодимом, искусственная концентрация на точках на мой взгляд, это техника работы с вниманием что бы приучить его не прыгать туда сюда, сама же молитва это естественное состояние, и никаких практик не требует, но что бы взойти с телесной молтвы до умной надо развить собственно сам ум с помощью практик.
Друзья, я понимаю что это писал Григорий Палама, но не забывайте что Григорий Палама был поставлен в сложную позицию во время исихастских споров, он не мог говорить все, его бы просто сгноили в тюрьме. Эти точки вхождения своего рода порталы, они дают возможность созерцать свое божественное Я.
Хотите верьте, хотите нет. я просто передал, а вы сами дальше решайте что с этим делать... по крайней мере кто пользуется этим упражнением - может попробовать сконцентрироватсья в состоянии безмолвия на всех центрах сразу.

А вообще, интересно, snusmr. Продолжайте.

Где-то у йогов было, что если медитировать на голове, то и получишь результат другой.
Но два-три ли центра внутренних в человеке, или всё-таки один? Ведь разрастаясь, он поглощает всё.
Разрастётся ли "головная медитация" в объём внутренней жизни, или просто будет промах, и "вот это вот" Боженька выращивать не будет?
концентрация может быть на макушке головы или внутри нее или на лбе. Разный фокус внимания, следовательно разная позиция сознания и приток энергии. сут ьв том что желательно концентрироватсья на трех точках: пупе, сердце и лбе - тогда есть шанс охватить все свое существо.
Однако сразу скажу, это не йогическая практика и не имеет с ней общего, потомучто:
Принципиальное отличие йоги от исихастских практик в энергиях, которые употребляются. Да и каналы другие, источники другие.
Привожу вам слова исследователя исихазма (впрочем мои знания не из его статьи):
Каллист (Уэр Тимоти), митрополит Диоклийский:
Цитировать
Разумеется, эти индийские практики, существовавшие ещё в дохристиан-скую эру, гораздо древнее молитвенных приёмов исихазма.
Однако наряду с явными признаками сходства имеются и отличия. Если исихаст во время молитвы сидит, упершись подбородком в грудь, то йог в позе лотоса держит спину выпрямленной (впрочем, в йоге существуют и такие по-зы, где спина согнута). Дыхательные техники йоги гораздо сложнее и более тщательно разработаны, чем всё, что предлагает в этом отношении византий-ская традиция; достаточно сказать, что дыхательные приёмы исихазма соот-ветствуют лишь начальным, простейшим упражнениям йоги. Далее, внутрен-ний поиск в йоге (поиск сердечного места у исихастов) распространяется на области, лежащие ниже сердца, а исихастская традиция это строго воспреща-ет. Более того, в йоге внутренний поиск может идти в двух направлениях: нис-ходящем и восходящем – от центра Кундалини вверх по позвоночнику к чакре, расположенной на лбу между глаз (так называемый «третий глаз»), а оттуда к Верховной чакре, которая находится в темени, в высшей точке головы. В об-разно-символической системе исихазма этому нет соответствия: низведя ум в сердечное место, исихаст остаётся в нём, никакого обратного восхождения он не совершает. Если детально сравнить физиологические термины йоги с теми, которые используются в исихазме, то выяснится, что сходство не так уж вели-ко.
И самое главное: в то время как Иисусова молитва представляет собой непосредственное призывание воплощённого Бога, в йоге, как пишет об этом аббат Моншанен, «связь с Богом осуществляется по касательной». Йога – это техника, направленная прежде всего на достижение внутренней сосредоточенности с помощью естественных возможностей человека; в отличие от иси-хастской молитвы, она не подразумевает какой бы то ни было зависимости от божественной благодати. Учитывая всё это, можно согласиться с Моншаненом в том, что «прямое заимствование здесь крайне маловероятно», а все совпа-дения объясняются «конвергенцией»
Я привел эти слова лишь для того чтобы сказать одну вещь: занятия йогой выстраивают энергосистему человека совершенно по другому принципу. опирается йога больше на внутренние ресурсы, исихастский метод базируется на внешнем божественном канале, поэтому концентрация на чакрах не требуется. Исихастские точки не то же самое что чакры.
Занимаясь йогой нет смысла лезть в исихазм и наоборот. Имею ввиду углубленно. Никто не говорит что хатха-йога вредна, но если вы перестроите свою энергосистему под йогические практики, будете гонять кундалини, то в исихазме прийдется многое перестраивать заново.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #296 : 09 Февраль 2015, 15:59:00 »
Друзья, я понимаю что это писал Григорий Палама, но не забывайте что Григорий Палама был поставлен в сложную позицию во время исихастских споров, он не мог говорить все, его бы просто сгноили в тюрьме. Эти точки вхождения своего рода порталы, они дают возможность созерцать свое божественное Я.
Хотите верьте, хотите нет. я просто передал, а вы сами дальше решайте что с этим делать... по крайней мере кто пользуется этим упражнением - может попробовать сконцентрироватсья в состоянии безмолвия на всех центрах сразу.

А не знакомы ли Вам точки концетрации общества, общества как модели коллективного человека,
на чем можно сконцетрироваться вне тела?

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #297 : 09 Февраль 2015, 16:25:33 »
Цитировать
А не знакомы ли Вам точки концетрации общества, общества как модели коллективного человека,
на чем можно сконцетрироваться вне тела?
Андрей
Видимо я туповат, так как не понимаю вопроса. Андрей, разъясните пожалуйста вашу терминологию.
Под "коллективным человеком" я могу понимать члена коллектива или коллективное сознание, могу и еще иначе понять.
Лучше развернуто, и и причину по которой вам эти точки нужны, то есть цель которая преследуется. 
вообще это связано с исихазмом?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #298 : 09 Февраль 2015, 20:00:12 »
Цитировать
А не знакомы ли Вам точки концетрации общества, общества как модели коллективного человека,
на чем можно сконцетрироваться вне тела?
Андрей
Видимо я туповат, так как не понимаю вопроса. Андрей, разъясните пожалуйста вашу терминологию.
Под "коллективным человеком" я могу понимать члена коллектива или коллективное сознание, могу и еще иначе понять.
Лучше развернуто, и и причину по которой вам эти точки нужны, то есть цель которая преследуется. 
вообще это связано с исихазмом?

Согласен, вопрос задан не корректно, постараюсь разъяснить, коллективный человек это сообщество людей как государство, как общество ,церковь, коллектив на работе, форум и т.д. можно же как то концентрировать свое внимание на некой части государственного устройства, каких то общественных институтах,
Например спортивные болельщики концентрируют свое внимание на спортивных результатах, граждане государства концентрируют внимание на политических и культурных событиях,
Верующие часто держат внимание на точке зрения церкви, мнениях известных проповедников, или на соей церковной общине,

Эти точки мне важны потому что я не отшельник и существует в моем поле внимания не только свое тело, но и общество соответственно для меня важно на каких точках общества концентрировать свое внимание и какие последствия будут от такой концентрации.

С классическим исихазмом это конечно никак не связано, но специфика исихазма в миру вынуждает задавать подобные вопросы.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #299 : 09 Февраль 2015, 20:23:19 »
Еще важный момент, если читать молитву только как правило например 1000 молитв, то конечно достаточно концентрации на теле, а если в течении дня, если жить в молитве то волей неволей концентрация переходит и на общество точнее точки концентрации общества, вопрос как эти точки выбрать, что у общества как бы голова что сердце, возможно вопрос не совсем в тему, можно другую тему открыть.