О чувстве в молитве
Перечитал по совету «мирного странника» записки ст. Зосимы о состояниях молитвы ст. Василиска. «Санта-Барбара!»
Когда человек помощью Бога придет внутрь себя на место молитвы, то увидит себя как бы замурованного в камень, потому что силы души совершенно непослушны и игнорируют своего хозяина. Образы этих сил перечислены в Писании: рыбы морские, птицы небесные, звери, скоты, земля и гады, пресмыкающиеся по земле Быт.1.26. Обратите внимание, что порядок вхождения во власть несколько иной: рыбы, звери, птицы, скоты, земля, гады Быт.1.28.
Первое, с чем следует разобраться, рыбы. Может быть, как мне кажется, это умозрения об устройстве души человека. По закону чистые рыбы, годные в снедь, обязаны иметь плавники и чешую. Чешую для того, чтобы отражать божественный свет. А отражает (переизлучает) то, что само выстроено в соответствии с светом. Потому чистые рыбы не просто умозрения о душе, но умозрения о силах души, выстроенных по Образу и Подобию или участвующих в Образе и Подобии или еще как. Плавники же нужны, чтобы рассматривать умозрения со всех сторон.
В реальности в разумном море не только чистое, но и множество нечистого. Задача человека иерархически выстроить свою душу в покой, то есть в состояние, когда всякая вещь в душе поставлена и пребывает на приличном ей месте. Все нечистое отправить в забвение (ад), а чистые вещи выстроить в иерархию в соответствии с их славой (репутацией).
Конец работы с рыбами: исцеление, мир, бесстрастие и видение божественного света.
Так как мы затрудняемся в этом непростом деле по немощи человеческой, то используем для этого душу Господа Иисуса Христа, который положил её по воле Отца для нашего спасения. Готовый Образец и Начаток для желающих спасения. Прилежим Ему в молитве.
Разумное чувство есть целостное разумное зрение (ведение или видение) человеком своей души. В данном случае, образ: все рыбы души видят свет солнца правды, отраженный чешуей всех рыб. Правильным состоянием чувства мне видится сочувствие или, как говорили отцы, теплота. То есть, когда ум произносит слово молитвы, а душа переживает (движется) в соответствии со смыслом произносимого слова. Тогда, произнося молитву, мы учим свою душу. Приличный образ: ум берет душу за руку и ведет ее по пути молитвы. Теплота означает, что мы не насилуем душу, но легкими касаниями направляем ее к лучшему. Сохраняем прикосновение, но не причиняем боли. Смыслы слов молитвы, которые мы переживаем, показывают Богу, что именно мы от Него надеемся получить. В Иисусовой молитве это свободный доступ к Нему, очищение, просвещение и совершение.
Не знаю как к этому прилепить любимые некоторыми экстатичные переживания, которые можно видеть в католической мистике Игнатия и Терезы. Впрочем, если кто желает внести в свою душу созерцаемые во внешнем образы страстных отношений, то думаю Бог поправит такого, а о себе прошу об этом всякий раз, когда читаю 69 псалом: «да возвратятся вспять (то есть будут безуспешны) и постыдятся (болезненное переживание) хотящие мне злая»