Александр, если опять же уместно в этой теме, то немного из Хоружия:
"...в исихазме 13-14 вв. усиленно разрабатывался и обсуждался дискурс тела:формы соучастия тела в молитвенном делании, роль чувственных восприятий м феномен "умных чувств"- радикального расширения, "отверзания" средств восприятия человека в мистическом опыте....
...В исихастских спорах, и прежде всего трудами св. Григория Паламы , стало ясно, что исихазм в целом есть, в первую очередь, речь об энергии, дискурс энергии: борьба со страстями есть искусство управления множеством всех энергий человека, молитвенное делание означает собирание этих энергий в единое устремление к Богу, а синергия и Обожение представляют собою не что иное, как соединение энергий человека и Божественной энергии , благодати....
...Тема была открыта, но далеко не завершена...
...все они остались заданиями на будущее"
Собственно вопрос,- феномен страстного ума имеет своим истоком "феномен умных чувств" ?