Хочу вернуться к тому, как наш ум понемногу искажает события, смещает акценты и стремится живой опыт препарировать в магический ритуал.
Итак, пример, приводившийся в этой ветке.
Некая женщина рассказывает другой женщине, как подверглась бесовскому нападению ночью, испытав ужас. Помогла ей справиться с этим нападением молитва "Богородице, Дево, радуйся", которую она много раз повторяла, возможно, не менее 20-ти раз.
И вот уже ее слушательница при случае дает совет другим: "Слышала, что надо читать "Богородице, Дево" не менее 20 раз."
Можно не сомневаться, что слушатели слушательницы препарируют совет дальше: при бесовских нападениях надо читать именно"Богородице, Дево" и именно 20 раз.
То есть можно увидеть, как по мере прохождения через ум разных людей происходит искажение содержания, акцент по чуть-чуть смещается с живого молитвенного опыта на молитвенную форму и число повторений. То есть незметно, исподтишка обретает форму ритуальной магии.
Этому все мы подвержены в той или иной мере: живой опыт заключить в рамки своего ума, превратить его в ритуал. В данном случае в некое "Правило от страхования и бесовского нападения".
Кстати, возможно, в этом и заключается одна из целей бесовских нападений: подменить веру в силу живой молитвы верой в действенность ритуала, "святых мест" и тд и тп, и самим подпитываться этим ритуалом.
Это не значит, что надо отказываться от молитвенных правил, установленных богослужений и прочего. Но надо смотреть, чтобы форма с ее магией не изгнала жизнь прочь.