Исихазм

Автор Тема: Об опасности  (Прочитано 52827 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #360 : 05 Февраль 2011, 13:03:16 »
Чел, а я Вас понимаю.Уменя в жизни был период,когда я был на ваших позициях,так по крайней мере, мне казалось.После некоторых "духовных" неудач, хотелось "безупречности" и " безопасности" на пути к Богу. Это было время внутреннего конфликта и нерешительности,переживалось мучительно. Сегодня думаю,что такое чересчур охранительное отношение к себе ,в моём случае, было порождено гордостью(попытка всё контролировать своим умом) и тайным неверием в Бога, в Его Всемогущество, Благость, и Любовь. А тогда обноружить это было сложно,потому что "скрепа ума" не допускала к глубинному самоисследованию.Тайно хотелось радости,но нельзя "новоначальному" радоваться,из книжек знал. Но потом один батюшка помог развалиться моим "покаянным"стереотипам, открыв,что христианство,приимущественно путь Радости.Дальнейшие изыскания в этом направлении постепеено стали ставить всё на свои места.Покаяние стало более трезвое и подлинное (субъективно) и ростки радости стали проростать...А у Отцов стал многое видеть с этой стороны.Вам тоже
желаю больше радости.Мне кажется вам недостаёт опоры внутри и поддержки из вне.А потому,избегая неплодотворной конфронтации, желаю укрепления в вашем пути к Богу.Спаси Вас Христос! 
рад этим словам...Храни Вас в Мире Господь!

iunija обращая взор назад приходит понимания что Бог отвечал гораздо больше...еще до нашего к нему полусознательного обращения...

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #361 : 05 Февраль 2011, 13:05:03 »
 Уважаемый Родион. Сначала резкая отповедь в духе религиозного фанатизма. Своим детям Вы предложили бы выпить из чашки с Буддой или с голой бабой?
Если нет, то почему предлагаете себе и мне? Господь заповедал любить ближнего как самого себя, не делать вреда никому, в том числе и себе. Если да, то от себя скажу Вам, что подобные чашки разовьют лишь привычку не обращать внимания на свои страсти и безразличие к вере. Вы же читали о помыслах?

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об опасности
« Ответ #362 : 05 Февраль 2011, 13:22:45 »
Человек! Спасибо за совет! Я читала " Письма..." игумена Никона (Воробьева), но обязательно прочту их еще не один раз!

Вы видите путь к спасению, исполняя Заповеди и в покаянии!
Цитировать
Наш путь - к Богу, через покаяние и исполнение Заповедей Его

Но неужели Господь Наш заповедал нам, пусть не явное, но косвенное осуждение другого?
Вы не сможете отрицать, что всё, что Вы писали здесь ранее: о том, что Вы курите, о том, что Вы ходите в кабак и т.п., - это Вы писали только лишь с одной мыслью о Своей личной греховности!

На форум приходят самые обычные люди и откровенно, кто как умеет, рассказывают о своих проблемах! Я и сама грешу тем, что подмечаю какие-то несоответствия и противоречия в других. Поэтому вижу и в Вас тот же грех, что есть во мне самой - гордыню! И прошу Вас меня простить за то, что я читаю в Ваших словах : осуждение тех людей, которые уже повернулись к Богу, которые от всего сердца обращаются к нему в Молитве, но, может быть, не всегда могут ясно и четко изложить свою мысль... Но если Вы живой человек, то Вы почувствуете и боль и радость в самых простых словах, в которых нет ноток нравоучений или тщеславия! Всё, что мы замечаем в других - присутствует, прежде всего, в нас самих! Будьте милосердны к себе самому по Божьей Милости и остальные люди перестанут Вам казаться заблудшими душами... Так как мы все еще блуждаем в разной степени, но блуждаем! Это блуждание и носит название Жизнь на Земле!

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #363 : 05 Февраль 2011, 14:37:37 »
elm а что Вы  намерены обосновать ?
что получится
хм.. ну тогда Вы наверно нашли как раз того кто Вам нужен для такого разговора т.е. чел`a    :wink:
охх!! как нужен))
пока не буду писать, сначала хотел бы услышать ответ на давний вопрос: Дух если действует, то явно?
" Уважаемый Родион, Юнг, он же не был православным - то есть духовно был мертв"

 :-) ох уж эти православные шоры. Интересно, а рискнете вы выпить чаю из чашки, на которой например Будда нарисован или голая девка? Или это уже для вас не чашка будет и не чай? И что все церкви (западные) бездуховны и пусты, а РПЦ например духовней всех духовных, прискорбно такое суждение. И не разумно. Ну да вам жить, вам и посмотреть. :-)
Вот кстати цитата Софрония Сахарова из книги о прп. Силуане:
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/sofronii_saharov/Siluan_Afonskiy1/36.html
Цитировать
Старец обладал опытным знанием духовного пути. Он указывал на три существенных этапа этого пути: первый - получение благодати; второй - потеря ее, и третий - возвращение благодати или новое стяжание ее чрез подвиг смирения. Многие получили благодать, и не только из пребывающих в Церкви, но и вне Ее сущих, ибо у Господа нет лицеприятия, но никто не сохранил первой благодати, и лишь очень немногие снова стяжали ее. Кто не знает этого вторичного периода, кто опытом не прошел подвига за возвращение благодати, тот, в сущности, не имеет подлинного духовного ведения.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #364 : 05 Февраль 2011, 14:45:08 »
Предыдущий пост я давно написал и только щас отправил
Уважаемый elm, то, что Дух действует в Корнилии " верующие из обрезанных" поняли, когда Корнилий и другие заговорили языками и начали величать Бога.
Что было бы, если бы молчали - не сказано. Святой Дух видеть телесными очами - невозможно. Если у Вас отверсты духовные - поздравляю.

  "Люди "обоженные при жизни" не думаю, что есть на форуме. Думаю ключевые слова - "на форуме". Такие люди, по моему, видят только Бога и служат только
Ему, находятся не в миру, и в Интернете не бывают. Обожены при жизни - единицы, спаслись - миллионы (может больше). Это ответ.

 Наш путь - к Богу, через покаяние и исполнение Заповедей Его. Какие у Вас мысли?
Так, значит вы различаете зрение Духа "духовными очами", "обожение" и "спасение"?
Я не имею ввиду видеть действие Духа глазами, но видеть своим существом ясно и прямо, как Он просвещает. Согласимся с отцами, что это происходит яснейше, если действительно происходит? А если не видно, то значит, говорят отцы, Дух не действует, ибо Он не скрывает того, сошел ли на человека или нет. Согласимся на этом?

Кстати насчет Корнилия я и так понимаю.. Вы думаете он был совершен или он был не обожен, когда на него Дух сошел?

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #365 : 05 Февраль 2011, 15:06:47 »
 Уважаемая Анна-Мария, по итогам Ваших постов № 352 и 354, - что Вы конкретно предлагаете? Я рассмотрел и после рассмотрения вывел, что путь лежит через исполнение заповедей Божиих, покаяние в грехах своих до смерти и с Божией помощью приводит к Богу. При этом идти надо осмотрительно и осторожно,
с недоверием к себе, особенно к чувствам. Приготовится надо к пути долгому и тяжелому, который облегчить может только Бог, для чего следует молить Его,
если возможно и непрестанно, но обязательно - с покаянным настроем, а радость оставить для близких и ближних.

 Я уже писал об этом, но повторю, что нигде и никогда не говорил, что можно и нужно чего-то достичь без Бога, куда-то пойти или придти без Него, или, что можно попытаться так поступать. Ничего не получится и пытаться не стоит. Память о Спасителе - не есть ли память о Страдании Его? И о том за что Он страдает до сих пор, за кого льет Кровь? И если помню Христа распятого за грехи мои - откуда восторги? Понимаю и принимаю радость о будущем Спасении и надежду
Жизни Вечной - но они далеко и тихи. И как же надо обращаться к Тому, кого распинаю ? Не с сокрушением? Наверное с бодрецой : вот гвозди, там - копье. Верю, что Господь Милосерден и Простит и примет в Радость Свою, но хоть в этой жизни надо поскорбеть о Том, Которого пронзили и пострадать с Ним и потерпеть, хоть немного.
Не вижу грешникам повода восторгаться. Если переполняет счастье - оно для ближних.

 Каково Ваше видение ? С чем Вы спорите? О чем по Вашему говорил Святитель Игнатий, какой смысл вложил в свои, цитированные мною слова?
Как можно отказаться от ветхого человека, не отказавшись прежде от имений его? Я - новый, это у меня машина ветхая и деньги дореформенные.
Ветхий человек - это страсти, сокровище на небесах - будущее воздаяние, Путь - крестный путь страдания, вдумайтесь - Он не в Духе жить пошел, Он на Крест пошел и за собой звал, да вот тому имение не дало. Апостолы, все без одного - казнены и многие с ними. Посмотрите старые иконы - Пресвятая Богородица в скорби, страдает - у Нее ни одного личного греха нет. Мучеников - сонм, замучены страшно. Отцы в пустынях убивали себя, плоть свою, страсти - сораспинались
Христу. Пока хоть одна страсть жива - жив ветхий человек и ни о каком Обожении речи не идет, а только о с Божией помощью исправлении. Сребролюбие - страсть.

 У нас восторги. Как хотите.




 

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #366 : 05 Февраль 2011, 15:15:02 »

 Наш путь - к Богу, через покаяние и исполнение Заповедей Его. Какие у Вас мысли?


вот такие вот мысли...у нас ничего своего нет...и покаяния своего у нас тоже нет...покаяние - это дар Божий... оно  подается Господом только тому, кто неустанно молит Его об этом даре: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго... подай мне, Господи, вИдение моих грехов, и покаяние, и сокрушение...ибо слеп и глух и нем...
Господь сказал, что для любящих Его главных заповедей две...первая - возлюби Господа всем сердцем своим, всей душею своею, всем разумением своим...если все остальные заповеди исполнишь, а Первую - не исполнишь, то считай на путь к Богу еще и не встал даже...а как можно возлюбить Господа и сердцем и умом, как не через умно-сердечную молитву Иисусову? НИКАК! Потому и заповедано: бдите и молитесь, да не внидите в напасть....и молиться заповедено непрестанно...не только устами чтить Бога...а всей сущностью своей, нутром, внутренней молитвой, затворившись для этого в своей внутренней клети и бдя за помыслами неустанно...Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго... без И.м. не стяжать истинного покаяния...
разберемся со второй заповедью: возлюби ближнего своего, как себя самого...как это можно сделать? увы, не знаем...любовь к ближнему - это тоже дар Божий...и о научении любви к ближнему  тоже надо вопить к Богу: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго...научи меня видеть и в себе и в ближнем Образ Божий, а не только ветхость одну... и не причинять Ему вреда, не попирать Его... так что без Иисусовой молитвы исполнить эти главные Заповеди абсолютно невозможно...
все просто, если не мудровать, если не слушаться лукавых помыслов, а отсекать их молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго...
« Последнее редактирование: 05 Февраль 2011, 15:26:52 от Gabriel »

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #367 : 05 Февраль 2011, 15:48:32 »
 Уважаемый elm, насчет духовного состояния сотника Корнилия, я ничего не знаю, так как в Писании не нашел, а лично там не был. Но повторю еще раз - точно
также Святой Дух сходит на православных христиан и в наше время, и будет сходить во веки. Яснейше же Дух Святой действует во святых Божиих ,но таких ни Вы ни я лично не знаем и рассказать о состояниях их не можем. Можем только помечтать, но это вредно.
 Но скажу одно - если бы Вы, в моем присутствии, заговорили языками человеческими и ангельскими, или бы заявили, что в Вас есть кто-то и действует явно, или попытались исцелить меня прикосновением, или бы сказали, что Вы - сотник Корнилий - я бы вызвал карету "Скорой помощи", потому что в наше время - все это признаки душевного расстройства. И в моем отношении, в случае подобного поведения - просил бы того же самого.

 Надо же и "лице времен" различать, что было - прошло.

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #368 : 05 Февраль 2011, 15:55:19 »
 Уважаемый Gabriel полностью поддерживаю Вас и со всем согласен.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #369 : 05 Февраль 2011, 16:45:00 »
Уважаемый elm, насчет духовного состояния сотника Корнилия, я ничего не знаю, так как в Писании не нашел, а лично там не был. Но повторю еще раз - точно
также Святой Дух сходит на православных христиан и в наше время, и будет сходить во веки. Яснейше же Дух Святой действует во святых Божиих ,но таких ни Вы ни я лично не знаем и рассказать о состояниях их не можем. Можем только помечтать, но это вредно.
 Но скажу одно - если бы Вы, в моем присутствии, заговорили языками человеческими и ангельскими, или бы заявили, что в Вас есть кто-то и действует явно, или попытались исцелить меня прикосновением, или бы сказали, что Вы - сотник Корнилий - я бы вызвал карету "Скорой помощи", потому что в наше время - все это признаки душевного расстройства. И в моем отношении, в случае подобного поведения - просил бы того же самого.

 Надо же и "лице времен" различать, что было - прошло.
Нет, но отцы говорят что во всех людях Дух действует явно. Если не видно - значит Он не действует. А если кто думает, что в нем Дух Божий, но не видите Его, тот в пределсти. Разве не так?

Я вот знаю людей, которые постоянно видят божественный свет, и нормально... Скорую не вызываю. Некоторые и другие дары имеют, кроме сего - центрального. Почему бы таким не обретаться на форуме?

Как вы относитесь ко словам, которые уже в этой теме цитировались:

Цитата: прп. Никодим Святогорец
в предисловии к «Добротолюбию» прп. Никодим весьма дерзновенно высказывался о последней цели всех человеческих стремлений. «Без обожения ума… ни стать святым, ни спастись человеку невозможно, о чем и слышать престрашно! Ибо одно и то же — спасение и обожение…»
ведь так говорят многие отцы

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #370 : 05 Февраль 2011, 18:40:52 »
Уважаемый Родион. Сначала резкая отповедь в духе религиозного фанатизма. Своим детям Вы предложили бы выпить из чашки с Буддой или с голой бабой?
Если нет, то почему предлагаете себе и мне? Господь заповедал любить ближнего как самого себя, не делать вреда никому, в том числе и себе. Если да, то от себя скажу Вам, что подобные чашки разовьют лишь привычку не обращать внимания на свои страсти и безразличие к вере. Вы же читали о помыслах?

 :-D собственно другого и не ждал. Лично я предпочитаю чашки из стекла и без рисунков. Но в отсутствии оных я с удовольствием отведаю хороший чай и детей напою из ЛЮБОЙ чистой внутри чашки. А вред - вы прекрасно сами себе его причиняете, нарушая тем самым заповеди о которых пишите. От того будет ли на чашке Будда или не будет, или будет изображение золоченых куполов - страсть ваша никуда не денется. А будет благополучно жрать вас изнутри. Развивают привычку не чашки. И пока до вас это не дойдет - будете иметь то что имеете. Желаю удачи. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

чел

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #371 : 05 Февраль 2011, 19:24:05 »
 Уважаемый elm, изложу мое понимание слов " Обоженный человек" - это человек полностью перемененный Богом , все в нем другое, от тела и до сердца, не исключая чувств и рассудка и поведение такого человека не поддается нашему разумению, он бесстрастен и духовен. Как понимаете Вы ?

 Извините пожалуйста за любопытство, вот этот видимый свет, он снаружи должен придти или изнутри, и может ли его принять вот такой, как я, не обожжет ли, я ведь грешен? Вы очень меня заинтересовали , ведь я столько лет в Церкви и ничего подобного не видел, слышал только про старину. О каких еще дарах Вы упомянули, кроме центрального, неужели возможно такое в наше время?


 Никодима Святогорца сейчас буду читать.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #372 : 05 Февраль 2011, 20:01:40 »
"Обоженный человек" - это человек полностью перемененный Богом , все в нем другое, от тела и до сердца, не исключая чувств и рассудка и поведение такого человека не поддается нашему разумению, он бесстрастен и духовен. Как понимаете Вы ?
я понимаю строго, как отцы: огненная благодать Духа действует как закваска, постепенно переделывая целовека. Но сначала подобает добиться того, чтобы сей Свет нас помиловал и сошел в душу. И отцы уже самого малого, видящего этот нетварной Свет, называют обОженным. Потому что он зрится не глазами, не "духовными очами", а на само существо человеческое Господь изливает Свои энергии. Справедливо тогда, что хотя и в малой мере, но таковый также обОжен. Так и во всех молитвословах РПЦ в молитве ко причащению Симеона НБ говорится : "и обожает, и ..". Очевидно, что каждого, кто в чувстве, обожает не сразу всего, но постепенно.
Приведу цитаты Макария Египетского:
Цитата: Макарий Великий
185. Так многие вводимы были в заблуждение самим действием в них благодати, они подумали, что достигли совершенства, и сказали, "довольно с нас, не имеем ни в чем нужды." Но Господь бесконечен и непостижим. И христиане не смеют сказать, что постигли, но смиряются день и ночь. У души много членов и глубина ее велика, и привзошедший в нее грех овладел всеми ее пажитями и составами сердца. Потом, когда человек взыщет благодати, она приходит к нему и овладевает двумя, может быть, составами души. А неопытный, утешаемый благодатью, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен. Но большая часть души во власти греха, одна же часть под благодатью. И человек обманывается и не знает этого (26, 17, 50, 5).
186. И у того, кто одержим недугом, некоторые члены бывают здоровы, например, орудие зрения – глаз, или другой какой член, между тем, как прочие члены повреждены. Тоже бывает и в рассуждении духовного..
262. Всегда ли человек входит в это состояние? Правда, что благодать непрестанно пребывает, укореняется и действует как закваска в человеке, с юного возраста, и это пребывающее в человеке делается чем-то как бы естественным и неотделимым, как бы единой с ним сущностью, однако же, как ей угодно, различно видоизменяет она свои действия в человеке к его пользе.
кстати взято отсюда http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2404.msg72075#msg72075 полезная дискуссия

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Об опасности
« Ответ #373 : 05 Февраль 2011, 20:36:34 »
Цитата: чел
этот видимый свет, он снаружи должен придти или изнутри, и может ли его принять вот такой, как я, не обожжет ли, я ведь грешен?
Отцы говорят,что как отец не даст яда сыну,так и Господь не сожжет благодатью верующего в него.А Свет этот на многих сходит в крещении - происходит глубокая духовная встреча со Христом.Но даже на нашем форуме иереи жалеют о слабой подготовке,оглашении пред крещением, и,вследствии этого, невосприятии Света в таинтсве.Почитайте, например, про царя Константина, каковым он был после крещения:
http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Май/21
Цитата: из жития равноапостольного Константина
Но Константин до сего еще времени не был крещен!Это в наше время и для нас может казаться явлением весьма странным, но в древние времена Церкви христианской многие принимали крещение в зрелых летах или даже в старости,одни — по чувству глубокого уважения к великому таинству,для восприятия которого считали необходимым долгое приготовление, — другие же не без лукавого похотения — пожить сначала в свое греховное удовольствие,а потом уже и возродиться для новой духовной жизни(Бог им Судия!). Константин,с юных лет носивший в сердце своем Христа,издавна сделавшись в душе христианином, отлагал свое крещение по смиренному сознанию своей греховности, желая подвигом целой жизни приготовить себя для этого...
Приняв Святое крещение, Константин ликовал духом, сердце его было полно живой радости. Облеченный при крещении в белую одежду, блиставшую подобно свету, он не снимал ее уже до смерти. Опочил он на ложе, покрытом белыми покрывалами, багряницы же — этого царского отличия — «раб Божий» уже не восхотел и касаться. Свою последнюю благодарственную молитву, «возвысив голос», царь заключил такими словами:
— Теперь я сознаю себя истинно блаженным, ибо имею несомненную веру, что я приобщился Божественного света и удостоился жизни бессмертной.

Если этого не произошло в таинстве, следует достаточно поработать над собой, и оно произойдет. Чтобы Господь вверг закваску нужно скорее показать свою верность следовать до конца путем спасения,и веру:"по вере вашей буди вама",а не иное что.А Он спалит грехи, а не вас.Бог как солнце, не нуждается в наших трудах. Кто старается очистить себя, и молит Его помочь (потому что сам никто не имеет сил очиститься),получает просимое (если сам милостив): труды уготовляют сердце, очищает его Свет, и наоборот, чистота сердечная дает Его видеть

Анна-Мария

  • Гость
Re: Об опасности
« Ответ #374 : 05 Февраль 2011, 20:45:09 »
... это - возношение, взимающееся на разум Божий. Должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово. ( Святитель Игнатий
Брянчанинов. Аскетические опыты. том 1. О молитве Иисусовой. Отдел 2. О прелести).

Спасибо, Человек! Эта работа открыта в библиотеке форума для всех!

Мне понравилась манера изложения: Задаются вопросы одним человеком, а даются ответы самим Старцем. Просто и понятно. Никто не берет на себя роль другого, никто не приписывает себе чужих грехов и не осуждает их. Напротив, слова полны любви и сострадания ко всем людям без исключения...


Вот это место хочу выделить особенно:

Цитировать
Ученик. Имеются ли еще какие виды прелести?

Старец. Все частные виды самообольщения и обольщения бесами относятся к двум вышесказанным главным видам, и происходят, или от неправильнаго действия ума, или от неправильнаго действия сердца. ...Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением, то есть, неупустительным участием в церковных службах и неупустительным исполнением келейнаго правила, состоящаго исключительно из псалмопения и молитвословия устных и гласных. ...Признак вкравшагося "мнения" вынаруживается в подвижнике тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам (О втором образе внимания и молитвы). Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою (Предисловие схимонаха Василия).

 

Вы также приводите в ответе #308 слова Святителя Игнатия Брянчанинова Из письма. 1848 год о том, что "Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих".

Но уже в других, своих поздних работах он пишет:

Цитировать
Заключение к книге «Приношение к современному монашеству» (1861г.)
 
“Уповаем, что убогий труд наш может быть с пользою приложен и в общежительном, и в штатном монастырях, и к жизни инока... даже к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением”
 
Письмо свт. Игнатия к брату Петру Александровичу Брянчанинову (1862г.)
 
“Притом эта книга [«Аскетические опыты»] может быть очень полезною, как я тебе писал, для всех иноков, даже мирян, которые желают быть христианами на самом деле. Как книга ни скудна в сравнении с творениями Духоносных Мужей, но она из них заимствована...”.