Исихазм

Автор Тема: Кто-нибудь уже получил непрестанную молитву?  (Прочитано 23534 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_05.htm
Цитата: ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА
 III
 ВНЕШНОСТЬ И БЕСЕДЫ СТАРЦА
Пустынник Стефан, кормивший из рук леопарда («Лествица», Сл. 7, 50), пред кончиною, по привычке «противоречить» помыслам, вступил с ними в спор, и потому находился в состоянии борьбы с бесами.
параллельно многое из этой главы можно привести в тему о любви http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2665.msg90453#new , т.к. там дискуссия остановилась на пред- и по- смертном страдании

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Не увидел ничего, что бы опровергало мои предыдущие высказывания. Честно говоря, вообще ничего не увидел. В чем суть? Скажите четко и ясно.

Думаю, путаница часто возникает между действительным осознанием своих грехов, погружением в умственный ад, и попыткой вообразить себе свои грехи, что приводит к фальшивому сокрушению.
Первое (погружение во внутренний ад) - очень мучительно, человек может прийти даже на грань сумасшествия. Из этого состояния человек не выходит сам, его выводит Господь по своей милости.
Второе - фальшиво и натужно. Можно долго твердить: "Я такой-сякой", а внутри... по большому счету ничего. Холод и равнодушие под пленкой фальшивого самоуничижения.
Первое состояние приводит к освобождению, второе - к грязному взрыву, когда человек, устав от собственной фальши, просто посылает самого себя куда подальше с этим "я-хуже-всех-я-хуже-всех", да и пускается во все тяжкие.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

   второе - к грязному взрыву, когда человек, устав от собственной фальши, просто посылает самого себя куда подальше с этим "я-хуже-всех-я-хуже-всех", да и пускается во все тяжкие.
Не обязательно...можно жить в ТАКОМ состоянии долгие годы...думая что делаешь всё правильно...и НЕ двигаться дальше=к Богу...пребывая в пустом кармане, обрядоверия и чисто внешних дел...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Если бы кто-то из форумчан получил непрестанную молитву, то об этом стало бы всем уже известно, я так думаю. И просто бы ответили на мой вопрос, что такой то получил и всё.
Описывать мистический опыт достаточно сложно...это как раздеться на площади :-)...
Я читаю форум и только рассуждения одни. Кто-то 5 лет уже практикует, кто-то 10 лет и непрестанной молитвы так и не получил. При этом начинающим советуют почитать о практике молитвы на форуме.
Это кто это здесь советовал учиться практике молитвы ЧИТАЯ ФОРУМ?...
Вопросы задаются и каждый описывает СВОЁ похожее...по умолчанию однако, предполагается ЗНАНИЕ святоотеческого наследия...хотя бы поверхностное...
Так откуда уверенность, что практика форумчан приводит к непрестанной молитве, если примеров таких нет? Вы не думаете, что когда друг-друга поправляете, то сбиваете с правильного пути и навязываете некое свое представление о правильном пути, сформированное благодаря собственному пониманию произведений аскетической литературы?
Спасибо Пётр...вы затронули важный момент...
Важно понять, что путей к Богу, как радиусов у окружности(бесконечное число)...и описание ЧУЖОГО опыта надо воспринимать творчески...т.е. попробовал, посмотрел по плодам...и...ТОЛЬКО ТОГДА принял или нет, описываемый метод...
А что бы вы хотели?...с.о. учат советоваться с единомышленниками...НО...на основе с.о. наследия...и на данном форуме, очень часто приводятся цитаты святых отцов...

И ещё...здесь описывали, и схождение Нетварного Света(даже :-)), и благодатный огонь в сердце...о непрестанной молитве говорится часто...и описывается...

Гарантию правильности пути может дать ТОЛЬКО страховой полис :-)...путь к Богу СТРОГО индивидуален...что русскому хорошо, то немцу смерть...и невозможно спрятаться, ни в мирок общецерковных взглядов, ни даже в святоотеческие цитаты, от ЛИЧНОЙ БЛИЗОСТИ со Спасителем...как бы страшна эта близость не была...на которой и строиться должна ВСЯ духовная жизнь...
На закон и чужой опыт можно только опереться, основываться на нём нельзя...

А по поводу, получил непрестанную молитву, и ушёл с форума...я думаю это закономерный процесс...человек стремящийся к уединению, обычно НЕПОНИМАЕМ окружающими... ... ...это НЕИНТЕРЕСНО...вести разговор, когда тебя не понимают...

Ну...мне ТАК кажется :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

И ещё...здесь описывали, и схождение Нетварного Света(
даже

 :-)), и благодатный огонь в сердце...о непрестанной молитве говорится часто...и описывается...
Пишешь это "
даже

" как будто нечто великое-превеликое. Надо один раз четко зарубить себе на носу, что без просвещения нетварным Светом спасения не улучить. Кто не успел, тот опоздал, и само это Просвещение есть только начало подлинной духовной жизни. А не постоянная молитва. Кстати, знаю немало людей, которые сей Свет видят постоянно и многое в Нем уже усматривают, пока мы (то есть я) валяемся в грязи
http://www.pagez.ru/lsn/simeon/80.php
Цитата: Симеон Новый Богослов, слово 80
Или не знаешь, что тебе следует стоять за дверьми церкви, как оглашенному, а ты по дерзости своей стоишь вместе с другими верными, чистыми, молящимися внутри церкви, преступая Апостольские правила? Ибо оглашенным следует называть не только неверного, но и всякого, кто не зрит славы Господа откровенным лицем ума своего.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

А по поводу, получил непрестанную молитву, и ушёл с форума...я думаю это закономерный процесс...человек стремящийся к уединению, обычно НЕПОНИМАЕМ окружающими... ... ...это НЕИНТЕРЕСНО...вести разговор, когда тебя не понимают...

Ну...мне ТАК кажется :-)...

и не только тебе...ТАК кажется... :-)
http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_38.htm#Head5
Орел и петух
      ЛЕТАЛ ОРЕЛ в высоте, наслаждался красотою мира и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города и селения, и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора, где видит всего лишь немного людей и скота; полечу к нему и расскажу о жизни мира».
          Прилетел орел на крышу сельского дома и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур, и подумал: «значит он доволен своею судьбою; но все-таки расскажу ему о том, что знаю я».
          И стал орел говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух сначала слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орел, видя, что петух ничего не понимает, опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух, не понимая, что говорит орел, заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Но каждый из них оставался доволен своею судьбою.
       Так бывает, когда ученый человек говорит с неученым, но еще более, когда духовный говорит с недуховным. Духовный подобен орлу, а недуховный петуху; ум духовного день и ночь поучается в законе Господнем и молитвою восходит к Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. Душа духовного услаждается миром, а душа недуховного остается пустою и рассеянною. Духовный, как орел летает в высоте, и душою чувствует Бога, и видит весь мир, хотя и молится в темноте ночи, а недуховный услаждается или тщеславием, или богатством, или ищет плотских наслаждений. И когда духовный встречается с недуховным, то обоим им скучно и тяжело общение.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Пишешь это "даже
Пишу ДАЖЕ...по тому что только чистый ум может ВИДЕТЬ нетварный свет...и я так понимаю вИдение света...если оно бывает часто...это созерцательная молитва...т.е. следующая ступень после самодвижной...

А Просвещение...не то же что вИдение...вЕдение(Просвещение) мне кажется появляется на достаточно ранних этапах...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Давайте не будем Просвещением ума называть начальную благодать (призывающую и руководящую к Просвещению), которая кстати может быть весьма ощутительной и вести (давать вЕдение) получше знакомого иерея. Отцы Просвещение строго увязывают со светолитием Духа в уме и чувстве. Классически оно должно произойти в процессе крещения, и если не произошло, то значит кто-то погрешил перед таинством и поторопился - не просвещенным в уме нетварным светом в крещении надлежит покаяние и труды над собой, дабы приять светолитие в уме. Но может быть и другой вариант, намного более редкий, когда просвещение ума приходит еще до крещения. Примеры всех этих 3 случаев мы находим в святых, но по их единогласному слову просветиться умом подобает именно при крещении (миропомазании), ни ранее, не позже, к которому надо кропотливо готовиться.
Самодвижная молитва (словами) никак не приводит к умовому просвещению, она не связана с умозрением, поэтому не очень понятно, как она может предшествовать созерцательной молитве. Очищение ума и преобразование его к единичности и простоте для восприятия озарений это отдельный труд. Постоянная память Божия - да, предшествует, в безвидном варианте. Повторение слов может помоч против помыслов, но в таком варианте о самодвижной словесной молитве как-то предупреждал Александр - при заключении ума в слова молитвы есть опасность запереть свой ум от созерцательной составляющей, или проще говоря, оттолкнуть от себя искомое просвещение ума. Эта опасность очень велика, потому что если подвижник до благодати в уме борется с помыслами удерживанием ума в словах, то ему, как правило, приходится очень сильно загонять ум в эти слова. Но приход света благодати в ум снимает такую потребность.
Вспомним как молился Григорий Палама на афоне (когда каялся о запоротой в мире крещенской благодати) - "Просвети тьму мою! Просвети тьму мою!" Его даже Иоанн Богослов спросил, когда явился и просветил его: "Что ты все это твердишь?" Искать в первую очередь подобает того, чего не восприняли при крещении - нетварного Света, а не постоянной молитвы. Помышления в духе "даже (типа как недоступно!)" о неварном свете приводит ко всяческим опасностям, об одной из которых указал Александр.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Недоступность Света конечно есть...если я не видел его при крещении...значит есть причина...которая думаю не устранена по сей день...а непрестанная молитва и самодвижная...вещи разные...непрестанный навык можно наработать механически...и тогда опасность залипания ума в неё...а самодвижность не наработаешь...она Дар Божий...
Как и созерцательная молитва...
По классификации(насколько помню) созерцательная конечная ступень...а ей предшествует самодвижная...

В мысли о Просвещении Светом...есть всё же непонятки...вЕдение ведь то же Просвещение...НО...безвидное...и даваться может на ранних этапах...а схождение Света процесс видимый...и даётся ТОЛЬКО чистым...
Ну что то такое я хотел сказать :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

По классификации(насколько помню) созерцательная конечная ступень...а ей предшествует самодвижная...
лучше бы дать ссылки или хотя бы цитату классификации, чтобы хорошо разобраться
http://www.pagez.ru/lsn/simeon/37.php
Цитата: Симеон Новый Богослов, слово 37
7. Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа никому невозможно спастись, но надобно и научиться слову истины и познать его. Благо есть научиться слову истины, и знать его необходимо, но надобно и Крещение приять во имя Святой и Живоначальной Троицы, для оживления души. Благо есть Крещение приять и чрез него новую жизнь духовную, но надобно, чтоб и чувством ощущена была сия таинственная жизнь, или умное в духе просвещение. Благо есть восприять чувством умное в духе просвещение, но надобно являть и дела света. Благо есть делать дела света, но надобно облечься и во смирение и кротость Христову, для совершенного уподобления Христу. Кто достигнет сего и сделается кроток и смирен сердцем, так как бы это были естественные его расположения, тот несомненно внидет в царство небесное и в радость Господа своего. Впрочем, и все те, которые текут путем Божиим по указанному мною порядку, если случится, что естественная смерть пресечет посреде сие их течение, не будут отогнаны от дверей царствия Божия, и двери сии не будут затворены пред ними, по беспредельной милости Божией. Но которые не текут таким порядком, тех суетна и вера, если какую имеют во Христа Господа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/antony_gm_arh/path/contents.html
Тут само оглавление-классификация...
Цитировать
Молитва умно-сердечная самодвижная

После всего пережитого на пути покаяния, после дней скорби великой человек приходит во всецелую преданность воле Божьей и становится сыном Богу по благодати. Теперь ум вместе с молитвой вводится Богом в сердце на делание молитвы умно-сердечной самодвижной. Отныне человек приступает к истинному познанию и всецелому исполнению воли Божьей, вступает в жизнь истинно духовную, а ум его обретает подлинное целомудрие, достигая, хотя еще едва приблизившись, одну из обителей ума, о коих сказано Господом: "В дому Отца Моего обители многи суть" (Ин. 14,2).

Просвещение или вЕдение...думаю можно назвать синонимами...и даётся оно на очень ранних этапах...
Впрочем готов отказаться от мысли что вИдение Света возможно ТОЛЬКО на высоких ступенях...
Собственно я сам :-)...внутри себя иногда вижу внутреннюю область...которая светлее окружающего её пространства...а ПОЧЕМУ светлее...не знаю :-)...возможно отблеск Света...хотя...моё ложное смирение не позволяет мне ТАК думать :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Впрочем готов отказаться от мысли что вИдение Света возможно ТОЛЬКО на высоких ступенях...
владыка Антоний, безусловно, отлично описал степени молитвы. Только в самих описаниях там ясно видно, что созерцательная составляющая появляется очень рано, и конечной, зрительной он назвал ту, которая максимально очищена. Нетварной Свет действует с самого начала очищения, он собственно и очищает трудящуюся душу. Если кто и не воспринимает его таинственное озарение, при других явных признаках действия благодати, то это значит, что действительно ум готов к очищению и дальнейшему принятию начертаний Духа. Чем и следует заняться в первую очередь, а не уходом в постороннее делание молитвы (ум может быть забит не только страстями, но чем угодно из церковного быта, книг и прочей, с виду душеполезной информацией). Либо же он уже весьма очищен, только надо его расположить с "другого боку", либо смотреть более обобщенно. (и вЕдение плавно перетечет в вИдение, не потому что они даются уму из-за временых заслуг - благодать беспредельна и проникает во все доступные места, а потому что светолитие он не сразу принимает как общее вИдение, а сначала только как частичное вЕдение) Что, как мне кажется, у тебя наблюдается. Тут опять я повторяю, сами словесные формы молитв к умовой простоте-перемене прямо не приводят, это отдельный труд. То, что только чистые видят Свет тоже не совсем верно - пример ослепшего Павла тут не совсем верен (мы сейчас вообще говорим не о молниеносных осияниях, как при явлениях, а о тайном светолитии. Александр, помню, уточнял, что такой свет не белый не цветовой, а именно простой и никаким цветом неописываемый. Подобием цвета описывает, кажется, Григорий Синаит только сам чистый ум, готовый принимать озарения), но так или иначе, Дух может произвести тайное воздействие на любой ум, даже весьма нечистый. Вопрос только в том - валяющийся в нечистоте врядли отойдет от своих дел и направится к открываемому, и получит больший суд. Примеров просвещенных святых с нечистым умом достаточно, причем даже очень сильно просвещенных, именно молниеносной, чувтсвительно ярче солнечного света, благодатью. Но далее они отпадали от созерцания. Так и каждый постоянно то отпадает, то восходит - владыка Антоний не без умысла назвал зрительную молитву достоянием совершенно бесстрастных. Симеон н. Богослов в словах негде тоже пишет: много святых, но мало бесстрастных.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Лучше говорить об этапах (ступенях) просвещения. Началом будет покаянное ощущение внутренней тьмы и нечистоты. Под ведением же лучше понимать более высокие ступени просвещения. Кроме того, в ведении есть (уже развернутое и усвоенное) знание, а в просвещении такого знания может и не быть. В просвещении Свет озаряет, но ум (вкупе с сердцем) еще не способен понять, в ведении же есть (не рациональное) понимание.  

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

а в просвещении такого знания может и не быть. В просвещении Свет озаряет, но ум (вкупе с сердцем) еще не способен понять,
А можно ли считать "светолитием" :-), вИдение некоей области внутри...которая светлее...и в которой можно отсидеться при СИЛЬНОМ нападении...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

"Стояние" под водопадом света, наверно, можно назвать светолитием...