Я шел тем же путем, что и Iliin. Этот путь (через транс к исихазму) приводит к плодам, указываемым св. Григорием Синаитом, как плоды прелести: неудержимая блудная похоть, дурная энергия, раздражительность и даже жестокость.
При вхождении в транс (с депривацией, глубоким расслаблением тела и психики) внимание захватывается телесными и прочими весьма интенсивными ощущениями. Внимание уходит от слов молитвы, его просто невозможно сохранять на должном уровне, а тем более, держать исключительно на словах молитвы. Молитва становится лишь ритмическим фоном к трансовому состоянию, почти мантрой. Человек как бы отдается под власть не контролируемых им стихийных, а может быть, и демонических сил.
Чтобы практиковать исихазм, нужно лишь буквально выполнить указания св. Григория Синаита (см. «Преподобный Григорий Синаит. Творения» обязательно в переводе епископа Милова как наиболее полном и точном. Один из трудов – «Обстоятельное рассуждение о безмолвии и молитве, 10 глав, имеется в библиотеке сайта).
Что следует сделать?
Сесть на низкую скамеечку или подстилку, склонив голову как бы от утомления.
Разделить Иисусову Молитву на две части: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, помилуй мя».
Произносить каждую часть циклически, НЕ ЧАСТО ПЕРЕМЕНЯЯ.
Дыхание сдерживать.
Внимание нужно удерживать на словах молитвы.
Молиться с сердечным сокрушением.
Это всё.
Указанная св. Григорием поза (на низкой скамеечке или подстилке, склонив голову как бы от усталости) является неудобной, при длительном сидении вызывает боль и не позволяет «провалиться» в транс с потерей концентрации на словах молитвы. Положение лежа, а также сидя с прямой спиной не подходят, поскольку уводят в транс. Склоненная голова способствует сохранению сердечного сокрушения.
Разделение Иисусовой Молитвы на короткие части способствует более высокой концентрации на каждом слове молитвы.
Слова св. Григория о том, что не следует дышать без необходимости, что дыхание следует сдерживать, указывают, как мне кажется, на необходимость следовать молитвой за естественным дыханием, а не наоборот. Именно попытка следовать дыханием за молитвой, насиловать автоматический дыхательный процесс, приводит к неестественному и неправильному дыханию, что, в конечном счете, делает саму молитву невозможной. Неправильно практикующий изматывается и бросает практику. Лучшим способом мне представляется связь молитвы с естественным выдохом (короткими частями или даже один выдох – одно слово).
Сокрушенный настрой способствует удержанию внимания на молитве, не допускает парение ума и призван нейтрализовать самомнение делателя.
Если внимание само начинает привязываться к дыханию или другим объектам, значит, оно оставило молитву.
Таким образом, связь молитвы с дыханием и телесная неподвижность обеспечивают повышенную концентрацию внимания на словах молитвы, а неудобная поза не позволяет «провалиться» в транс или сон.
У св. Григория также описаны признаки действия Божьей благодати, признаки прелести и способы противодействия ей (особенно в трудах «О безмолвии и двух образах молитвы», «О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно»), и многое другое. Читаем обязательно!