Alexeiy:
Благодать не действует автоматически (магически), принцип для благодати - синергия - личное содействие Богу! Если синергия соблюдается, то и благодать приходит!
Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово (Православный катихизис).
А почему все так уверены, что Дух сходит на каждого рукопологаемого? Откуда такая уверенность?
Нет такой уверенности! Есть увереность, что сходит на правильно избранного!
В начале в церкви, в ее первые несколько золотых лет все были в духе, и все - в любви, и щедро делились дарами Св.Духа друг с другом. Позже уже не все были в духе, но на екклезиях община обязательно слушала пророчества и слова духовных, и затем принимала общинное решение. И вот, стали рукополагать уже не только тех, кто в духе, но и выборных из народа. А кого выбирал народ? Благочестивых, внешне праведных, авторитетных. Потом те, кто в духе или в мученики пошли или стали невидимы в "духовном подполье".
Любовь терялась всеми. Но и духовные уже не имели ни роли ни веса – строилась вертикаль церковной власти, и духовные были уже неудобны до крайности. А где иерархическая вертикаль – там и возвышение, и кастовость и много всего...
Конечно, отдельные духовные были в священстве, и немало. Но в целом все перевернулось с ног на голову: стали рукополагать тех, кто не стяжал Духа.
Вместо того, чтобы сперва им стяжать Духа, затем быть рукоположенным. А ведь таков был порядок вначале. И что такое иерей, не стяжавший Духа?
Да, конечно, существует апостольская преемственность. Но с подменой по ходу преемственности.
А почему все так уверены, что Дух сходит на каждого рукопологаемого? Откуда такая уверенность?
Верить, что рукоположением на них Дух сходит "автоматически", я не могу – это магизм и язычество. Потому что рукоположение без синергии – что оно? Прав Алексей насчет синергии, прав. Синергия действию Духа в данном случае – это быть сосудом, приуготовленным для вселения Духа. Но я думаю и того мало.
Надо уже быть стяжавшим Духа.
Что же остается священству? Творить дела добра? Но они практически бесплодны: ведь тот, кто не в духе, и волю Божью не знает и не слышит, оттого подменяет ее своей. Угодно ли Богу его самовольное добро?
Еще. Быть "хорошими иереями", как Алексей написал? Душевными, с эмпатией?
Еще. Чему учить паству тому кто не вдухе – слепому слепых? Как мягче в яму падать? Поискам внешнего врага или стращать прегрешениями и аццкими муками? Я только раз в жизни слышал проповедь того священника, кто несомненно был в духе. Как его простые слова воспламенили паству любовью...он рассказывал одно, а дух неизреченно беседовал с сердцами паствы об ином.
И вот, остается священству забыть как страшный сон и не напоминать прихожанам о цели самой христианской жизни – стяжание Духа, и стать наконец истинно христианином, живя во Христе (а Христос в нем). И остается забыть про приблизившееся Царствие – в этой самой жизни.
прп. Серафим Мотовилову сказал эти слова:
Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали…
<...>
- Но никто, - продолжал о.Серафим, - не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, творя заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты небогоугодным любопытством и говорили вам: высших себя не ищи.
Вдумайтесь –
у многих великих духовных особ он о том неоднократно спрашивал и каков ему ответ? Что же за великие особы и кто их назначил великими? А в ответ от них – только неведение. Или – отойди ты со своей христианской жизнью, тут дела поважнее. Колесики вращаются, как писал
Антиквар.
И что же, сейчас ситуация лучше? С чего вдруг?
Эти идеи многие – не мои. Но я с ними совершенно согласен. Утрачена была роль духовных в церкви – и последствия не заставили себя ждать.
А духовные и сейчас с нами на службах. Неведомые многим, молятся за весь мир и как Евгений писал (неточно изложу), Христос , умирая на престоле, воскресает в их сердцах на литургии, в сердцах этих истинных христовых, что важно и для свершения самой литургии.