Понять бы еще, что значит в процессе преображения страстей – "утеснив и подавив в себе вожделетельную свою часть"... я полагал, что преображение страстей в Божественном озарении проходит без всякого "утеснения и подавления".
Я могу ошибаться, но мне кажется, что если говорить о приблизительной локализации страстных сил души, то разумная часть – это мысли (голова), яростная часть – чувства(сердце) и возжелательная – воля(чрево).
Наши желания, воля, следуют за нашим умом, мыслями. Куда движется ум, туда движется и желание…Если мы думаем о земном, то и желания наши исключительно земного происхождения.
Направляя ум к Богу, со всем вниманием, на которое мы способны, со всем чувством, которое испытываем и со всем желанием, которое имеем,
в молитве мы просим о воссоединении в одно всех наших сил души – в нашем Сокровенном Сердце. Т.е., я понимаю слова «утеснив и подавив в себе» вожделетельную свою часть как слова о том, что так же как место ума (разумной части души) – должно находиться в сердце, (и это место обретается не с помощью нашей собственной силы, а ответной Любовью Бога к нам, памятующим постоянно о Нем), также и
место воли (вожделетельной части души) должно быть в сердце. Только лишь соединившись в Богом в Сердце, наша воля становится волей Бога.
Слово «утеснение» употребляется здесь в значении иерархии. Находясь в чреве, наша воля служит не разумным, а жизненным силам, поэтому вход в чрево так затруднителен. И без Света Божественной Любви, как верно пишет об этом Александр, вход туда опасен! А если уж входить, то только умом, преображенным Светом в Божественную Любовь, как говорит Максим Исповедник, чтобы силой этой Любви «утеснить», вывести волю к Солнцу – к Христу – в Сокровенное Сердце!
«Чей ум непрестанно устремлен к Богу, того и вожделение превозрастает в желании Бога, и раздражительность вся превращается в Божественную любовь. Ибо чрез долговременное приобщение Божественному озарению ум, соделавшись весь светловидным, и вожделетельную свою часть, утеснив и подавив в себе, превращает в непрестанное, как сказано, желание Бога и неослабную к Нему любовь,– всецело переводя ее от земного к Божественному».
Максим Исповедник Главы о любви -48