Исихазм

Автор Тема: Ступени молитвы  (Прочитано 52629 раз)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #150 : 09 Ноябрь 2011, 11:47:11 »
Все очень просто. И предельно просто.
И все сказано, и сказано как раз для нас :
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"1-ступень

Но знай, что молитва уст, по учению божественного отца Григория Нисского, великого философа и брата великого Василия, есть самая дальняя граница молитвы, или, лучше сказать, чтобы вы лучше поняли, она – самая нижняя планка (ступенька) лестницы молитвы. Ты знаешь, что, начиная подниматься по лестнице, ты ставишь ногу на самую нижнюю ступеньку. А сколько тебе еще предстоит подниматься вверх!
Когда мы молимся языком и устами, мы стоим на самой нижней ступени молитвы. Нам надо переходить в нашей молитве от языка и уст к уму, потому что у души нашей есть две владычествующие части, как показывает это святой Иоанн Дамаскин в «Догматике», – ум и сердце.

2-ступень

Итак, хочу сказать вам одну вещь. Когда мы молимся устами, мы стоим в начале молитвы. А если я произношу устами молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», или «Отче наш», «Богородице Дево» или любую другую молитву и к тому же понимаю ее умом, тогда она уже не называется устной молитвой, а переходит на другую ступень, а именно – на ступень молитвы ума.

3-ступень

А если эту молитву, которую я произношу устами и понимаю умом, я доведу до чувства сердца – чтобы я чувствовал ее и сердцем тоже, – то она становится тогда молитвой сердца – это другая ступень, более высокая.

Когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем, она становится сферической, круглой в движении души нашей. Эта молитва намного совершеннее, и она называется молитвой сердца.

Но вы меня спросите: а молитва сердца самая высокая? Нет! Есть молитвы еще выше, чем молитва сердца. Однако молитвы сердца, говорит святой Исаак Сирин, едва достигает один из десятков тысяч. А молитвы, которая выше молитвы сердца, едва достигает один из рода в род[3] – так высока молитва, которая следует за молитвой сердца. И каковы же ступени, стоящие выше молитвы сердца?"

Старец Клеопа.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Это простые и доступные слова.
К ним трудно, что то добавить и трудно, что то отнять.
Они понятны и трезвы.
И если их понимать вот так, вот так , как они есть, черным по белому, то все примеси сами отпадут. И молитва и наша жизнь будет такой - как говорят об этом старцы.

архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский)

ПУТЬ УМНОГО ДЕЛАНИЯ

1

Помыслов при молитве словесной бывает бесчисленное множество, рождаются они в сердце почти все при участии дьявола. Ум, внимающий молитве, разбивает страстные помыслы о камень сладчайшего имени Господа Иисуса Христа. Бывают помыслы безотвязные, томящие человека против его желания, день, два и более.
2
Внимательно молясь своей, рождаемой им самим, мыслью, ум делается более утонченным, чем прежде, когда он лишь прислушивался к словам, произносимым языком

Отныне помыслы, исходящие из сердца, уже не столь грубы, как прежде, – они проявляются в более тонких формах. Тонкие формы искушений распознавать труднее, но обретший по благодати умную молитву получает и благодатную помощь против хитростей дьявола.

Это касается и внимания. Если с каждым отсечением враждебного помысла внимание продолжает удерживаться в молитве, то оно становится все сильней. Таков порядок борьбы. Ум искушается все более тонким помыслом, но, устоявший в молитвенном внимании, он являет свое презрение к дьяволу и любовь к Богу, а каждая такая победа усиливает внимание и тонкость ума. Внимательный ум способен бороться не только с помыслами, но и с иными попускаемыми благодатью сатанинскими искушениями.

Внимай и внимай молитве своей, а все великое и таинственное Бог Сам совершит, когда оно будет потребно, когда сердце твое очистится полностью от страстей и когда воля Божья будет совершаться всецело. В молитве и через молитву действует Сам Господь, а все, что помимо молитвы, каким бы оно ни казалось спасительным или добрым, не способно к победе над дьяволом, как не имеющее в себе истинной силы.

Возможен также путь покаянной жизни, называемый святыми отцами "средним" и весьма одобренный ими. Это нечто среднее между уединением и монастырским общежитием, когда собираются двое или трое единомышленников, имеющих согласные взгляды и желания относительно прохождения покаянной жизни и делания молитвы. Таких благоразумных, простых и единомысленных людей в наше время встретить трудно. Они должны отречься своеволия, отсекая друг перед другом свои желания. Недоумения, искушения и сомнения должны разрешаться на общем совете в согласии с указаниями святых отцов. Руководителями их должны быть только Бог и святые отцы.

Не менее всего остального в умной Иисусовой молитве важно то, в каком месте установится внимание ума при совершении молитвы. Святые отцы, молитвенники, делатели священного трезвения указывают, и опыт подвизающихся о том свидетельствует, что молитва, творимая умом, естественно творится там, где у всякого человека находится орган слова, то есть в гортани.

Что бы ни встретилось тебе – не принимай, а, как говорилось, пребудь в молитве и молитве внимай, молитвой отгоняй всякую злобу.

Монашество или мирская жизнь – это в деле молитвы значения не имеет. Быть ли монахом, послушником или простым мирянином, не важно, лишь бы окружение и обстановка не мешали делу молитвы, не препятствовали созиданию внутреннего монашества.

3

Как, привыкая к молитве словесной, ум прислушивается к словам и, постепенно погружаясь в молитву, обретает в ней навык, так и при молитве умной, когда она укореняется в уме, в ответ на мысленный труд начинает постепенно согреваться сердце.

Видя обессиливание страстей, сатана начинает устрашать делателя молитвы через воображение, являясь ему в чудовищных видах, желая навсегда отторгнуть человека от молитвы, или хотя бы на время, или хоть на минуту.

Ум теперь вниманием достигает до оснований греха, до корней зла и тем наносит смертельную рану дьяволу в главу. Существует закон, по которому корни страстей, обнаруженные в сердце, самим этим действием и уничтожаются.

Деятель умно-сердечной молитвы подвергается нашествию разнообразных звероподобных существ и невообразимых чудовищ, нападающих поодиночке и во множестве с единственной целью – поразить страхом и отвлечь от молитвы. Молящийся отразит всякое искушение и обратит его в ничто, если только устоит вниманием в своем умно-сердечном делании, в чем поможет ему благодать, пребывающая в самой молитве. Так обретается великий опыт брани.

Однако успешно миновали искус те, кто не принимал во внимание никакие зримые образы, но мысленно беседовал со Христом с твердой верой в Его присутствие, невидимое и невообразимое. Устоял тот, кто помнил, что он не может чувственным зрением видеть Бога, Матерь Божию, Ангелов и святых, кто помнил, что небесные явления даются в подвижничестве исключительно тем, кто чист сердцем. Грешнику святое не является.

Наконец, благодаря непрестанной внимательности, ум обнаруживает и самый корень корней, причину всех зол – гордость.

До этого времени молитва и благодать действовали извне, желая проникнуть в сердце, вводя в него ум, а дьявол боролся, находясь внутри сердца, что было для него весьма удобно. Теперь же благодать входит с молитвой в очищенное сердце, и Сам Бог вселяется в него как в обитель, изначально Ему предназначенную.

То, что до этих пор называлось смирением, было лишь прообразом его, неким подобием, которое к самопознанию отношения не имело и было сравнительно бесполезным.

Распознать молитву умно-сердечную деятельную, отличить ее от умной возможно лишь по характеру вышеописанных искушений, сопутствующих деланию, и не иначе. Особым признаком умно-сердечной молитвы будет не отвлекающееся внимание, молитва нуждается теперь не столько во множественности произношения, сколько в качестве внимания, дабы удобнее обнаруживать полчища демонов и хитрости их.

Всячески избегни стоять вниманием в голове, во внутренности чрева, в почках, что весьма бедственно. Вниманием стой всегда, где указано.

Сказано святыми отцами, что путь вхождения в сердце указывает Сам Господь и что бывает это не ранее очищения сердца, – Сам Господь вводит в сердце ум, внимающий молитве, и с молитвой Сам Господь входит в сердце, так как имя Господа неразлучно с Самим Господом.

После соединения ума с сердцем человек бывает подготовлен к восхождению в степень молитвы самодвижной. В наставниках он более не нуждается, ибо Господь пребывает в сердце его. Теперь желания и действия человеческие совпадают со святой волей Божьей. По восшествии ума в сердце человеку даровано ведение истин: он обрел подлинное самопознание, и ему стало доступно разумение сути Священного Писания.

Делателю молитвы, пока он не пришел в меру чистоты сердечной, нельзя уделять внимания физическим ощущениям: теплоте в теле или в груди, жжению или некоему взыгранию внутри тела или под кожей. Все это нужно отвергать, не придавая никакого значения. Такая теплота имеет происхождение чувственное, тварное.

Ничему чувственному внимания не уделяй, гони прочь. Знай лишь молитву, заботься лишь о внимании.

Уста в период прохождения молитвы умно-сердечной деятельной нужно держать молчащими, еще строже, чем при молитве умной.

Исповедоваться и причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Не скорби, если случится слишком редко, раз в год или реже, лишь молитву внимательную не оставляй, и произволение твое сочтется Господом за само причастие.

Вообще, против всех страстей сражайся, скрываясь умом во внимательную молитву, и борись, и борись.

Повторим, что во время умного делания от человека требуется постоянное принуждение к стяжанию навыка, постоянное внимание к молитве.

Период деятельной молитвы, время самопринуждения определить годами или десятками лет невозможно. Срок зависит от усердия человека, от образа жизни, проведенной до молитвы, от степени огрубелости сердца, закоснелости его в самолюбии и страстях и от таких причин, как быстрота или медлительность порывания связей с миром, от усердия, с которым оставляется положение, имущество, деньги. Но при всех условиях закон для всех один – творить и творить молитву, держась указанного здесь, и ни в коем случае не оставлять ее.

********************************

Здесь то же говорится о 3 ступенях молитвы перед обожением, а у Иосифа Исихаста о 10 в его книге Десятигласная труба.
Я сделал вырезки хотел добавить свои коментарии, но что здесь своего можно добавить?
В очередной раз с удовольствием прочел ПУТЬ УМНОГО ДЕЛАНИЯ. Чего и Вам желаю в полном объеме, в смысле прочитать.

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #151 : 09 Ноябрь 2011, 12:06:50 »
Это простое перетягивыание каната- вовлечетесь или не вовлечетесь. Вовлечетесь: минус энергии, не вовлечетесь-плюс энергии.
ой какая простая схема.. демоны умеют насиловать ум, и тогда без противодействия никуда.. но это конечно не все поймут что такое
Как Вы противодействуете, когда умелые демоны насилуют ум?

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #152 : 09 Ноябрь 2011, 12:09:45 »
И все таки. Не удержался не написать ))).
Я человек технический и во всем ищу простоты и конкретики. Это я типа извиняюсь за то что написал.)))

И вот, если между первым уровнем и вторым поставить боль в сердце с аритмией то разделение уровней будет конкретным а не условным.

А если между 2 и 3 уровнем поставить возможность человека творить внимательную молитву, скажем так, 1 минуту, то тогда и здесь можно конкретно разделить уровни.

Первая половина 3 уровня, как физический фактор, хорошее ощущение пульса в сердце временами с ориентировочным максимальным интервалом в полчаса . А вот по середине 3 уровня можно поставить отсутствие посторонних мыслей при внимательной молитве вообще.

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #153 : 09 Ноябрь 2011, 12:13:28 »
...
Я про энергию только один раз написала..Вообще то -это не мой "язык")
Измерять что то в данном случае (пусть хоть степени трезвения, хоть кол-во энергии)..ИМХо-дело гиблое..Потому что неизбежно будет  задействован синдрома отличника" -взял-не взял "планку"..А я б желала не видеть результатов..
Сам " синдром отличника" говорит о пристрастии и вовлеченности. Безстрастие "убивает" "отличника"......желать не надо результатов, они сами приходят

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #154 : 09 Ноябрь 2011, 12:18:39 »
А "бесхитростно" - это как?   :-(  А как это - "хитростно"?  :-)
Я ни так, ни так не умею.  :-(
Иногда получается молится (синонимы: мольба, взмолиться). Но это редко бывает и никакой системы в этом делании я не могу постичь ...
А чаще ничего не получается. Вот и хочется узнать у тех, кто понял старцев: как это  - молиться ...
Хочется чтобы молитва была  ...
вот где собачка то порылась - Хочется чтобы молитва была  ... :wink:
а любых своих хотелок то надо отвергнуться в первую очередь...  :-) и молитвенных, в том числе... :-) у того, кто полностью отдает себя в руки Бога Живаго, кроме ПОМИЛУЙ, МЯ ГРЕШНАГО - никаких иных хотелок молитвенных/немолитвенных (а в идеале, и вообще жизненных) быть не может...ибо в идеале уже не ты живешь, а живет в тебе Господь... :-)
никакой единой широкорастиражированной системы в делании нет и быть не может...  у каждого молитвенника своя строго индивидуальная система, которую определяет Сам Господь...Его и надо стараться услышать и понять на молитве...научиться послушаться Ему...бесхитростно: да будет воля Твоя!  :-)
ЗЫ и воще...вся ета зацикленность на ступенях и уровнях - это просто внешнемолитвенный ясли-сад какой-то...бесовска вся ета...  :evil:
ребяты, в школу пора собираться уже...а то опоздаете...пора углубливать практический процесс... :wink:

максим

  • Сообщений: 67
  • (Горланов)
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #155 : 09 Ноябрь 2011, 12:25:10 »
А как желание получить молитву, мешает получению самой молитвы? Марго, это перебор, имхо. Алкать и жаждать - это как раз то, чего многим не хватает. И как раз желание при верном направлении переплавляется в молитву.
Цитировать
кроме ПОМИЛУЙ, МЯ ГРЕШНАГО - никаких иных хотелок молитвенных/немолитвенных
И я бы не стал смешивать в одну кучу хотелки немолитвенные и молитвенные желания. Сказано же "чего ни попросите" Значит не такой узкий спектр прошений дозволяется. Да и вообще, помилуй мя, значит подай милость, а в милости много чего скрыто.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #156 : 09 Ноябрь 2011, 12:29:26 »
Последние участники обсуждения, не убивайте тему. Иначе буду ее чистить и сердито банить :) (не шучу).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #157 : 09 Ноябрь 2011, 12:31:57 »
Михаил, желание разделить уровни четкими вехами идет от рационального и неочищенного ума. Лучше избавляться от технократического мышления.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #158 : 09 Ноябрь 2011, 13:06:22 »
.
Михаил, желание разделить уровни четкими вехами идет от рационального и неочищенного ума. Лучше избавляться от технократического мышления.

Хорошо.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #159 : 09 Ноябрь 2011, 13:32:19 »
Это простое перетягивыание каната- вовлечетесь или не вовлечетесь. Вовлечетесь: минус энергии, не вовлечетесь-плюс энергии.
ой какая простая схема.. демоны умеют насиловать ум, и тогда без противодействия никуда.. но это конечно не все поймут что такое
Как Вы противодействуете, когда умелые демоны насилуют ум?
это можно прочесть в теме, на которую я дал ссылку - "как по настоящему замолчать уму" - там цитаты отцов и 30 страниц дискуссии. примитивно скажу как противодействую - силой воли выталкиваю то, что начинает какбы лезть в глаза, захватывать мой ум. но я не про простые помыслы говорю. вот один пример, знаете отцы говорят об "набеге" помыслов, когда нет возможности отстраниться от них. перед этим ясно молящийся ум, причем не словами, светло себя созерцает. потом нечто черное пытается его обволочь, а когда помрачит, то начинается ливень помыслов. где тут бес, а где психика я не разбираюсь, одно понятно, что кто-то придает импульсы этой черноте. Прп. Каллист пишет что-то вроде "когда между созерцающим умом и Богом начинает вкрадываться некая тьма, то надо светом-словом бросать в эту тьму"... вообще мыслительные процессы весьма убого рассматривать по схеме - появился помысел - ушел помысел, ведь там так много факторов

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #160 : 09 Ноябрь 2011, 13:47:10 »
прошу заметить что это нечто омрачает ум еще до сосложения с помыслом. да и страсти могут начать закипать до сосложения. а когда начинается поток помыслов, уже буквально нету сил молиться дальше, не обращая внимание. сосложение проскакивает само собой. ум буквально заковывают и приказывают. это только один из примеров. вариант выйти из такого положения - разгорячиться в молитве, расшириться, устремиться сильнее горе. тогда, мб, эта грязь отойдет. ну а когда в молитве холод, ведь не всегда получается разогнаться - если так и будешь пытаться отводить ум от того, что в него силой лезет, на сухую молитву, то никуда не уйдешь и сразу сдашь всю свою чистоту ума - это заведомый проигрыш. а то и грех. вот и получается умовая борьба безвидная безобразная. но повторяюсь это не та борьба, что после сосложения с помыслом

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #161 : 09 Ноябрь 2011, 14:03:52 »
и еще: видно и осозноваемо это все очень смутно, временами несколько резче. однако со временем все более проясняется. отчетливо видно на связи самомнение- блуд: как начинаю мнить о себе, сразу чувствую, как ум начинает без помыслов обволакивать некая сила, а когда уже заметно присядет к уму, начинается брань. так что я уже по запаху ее сразу узнаю и понимаю, что где-то я возомнил о себе. как начинаю результативно умаляться, что очень трудно, то буквально видно,как  этот блудный дух отходит. и все это до блудных картин и помыслов. но бывает так, что вроде бы должен уже отойти это блудное веяние, но оно все приседит и дальше пытается приблизиться. хотя вроде память не засорял образами, мясо не ел, давно не распалялся. тогда как бы запретишь, рявкнешь на него, какбы силой подавишь - и он умаляется, и так потихоньку выдавливаешь его из себя. но это не помысел.

Navigator

  • Сообщений: 182
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #162 : 09 Ноябрь 2011, 14:57:12 »
прошу заметить что это нечто омрачает ум еще до сосложения с помыслом. да и страсти могут начать закипать до сосложения. а когда начинается поток помыслов, уже буквально нету сил молиться дальше, не обращая внимание. сосложение проскакивает само собой. ум буквально заковывают и приказывают. это только один из примеров. вариант выйти из такого положения - разгорячиться в молитве, расшириться, устремиться сильнее горе. тогда, мб, эта грязь отойдет. ну а когда в молитве холод, ведь не всегда получается разогнаться - если так и будешь пытаться отводить ум от того, что в него силой лезет, на сухую молитву, то никуда не уйдешь и сразу сдашь всю свою чистоту ума - это заведомый проигрыш. а то и грех. вот и получается умовая борьба безвидная безобразная. но повторяюсь это не та борьба, что после сосложения с помыслом
  Вот где у Вас указано-ВЫЙТИ ИЗ ТАКОГО ПОЛОЖЕНИЯ- РАЗГОРЯЧИТЬСЯ В МОЛИТВЕ.......это и есть решение вопроса как молиться и по ступеням молитвы шествовать. Сразу надо, чтоб молитва " горячей" была, тогда помыслы-демоны изначально не подступят. Поэтому сначала молитва умная, то есть ум полностью в ней, а потом уже сердечная, как рост глубины в ней. Специально как бы бросать камень в "помысел-демон" чтоб он отошел не надо, как раз это его питает, чем больше с ним в лобовую борешься, тем он сильнее, и внимание к нему потому и приковывается. Надо помысел -демон игнорировать.( от недостатка внимания, он сдуется, слабеньким станет.) а все свое внимание направить на молитву, от чего она "горячеет". и не дает вниманию приковываться к демонам-помыслам. Первый этап он самой сложный, так как не понятно, как оторвать внимание от помыслов, которые приковали внимание к себе, потому и надо в самом начале "нудить" себя. "силою брать" Царствие, как бы не были прикованы вниманием к помыслу,   - внимание только на молитву.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #163 : 09 Ноябрь 2011, 15:50:10 »
Рассмотрение состояний - неизбежно ... при наступлении болезни. Исследовать пневмонию до ее наступления - глупо. Достаточно вести здоровый образ жизни и быть предупрежденным о симптомах возможной болезни.
Полагаю, что в контексте темы, "здоровый образ жизни" – это заключать трезвенный ум в слова молитвы в сердце. Если нетрезвый ум вылез из этого делания, то получает "болезни". Тогда всё хорошо: и диагностика, и рентген внутреннего пространства...

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Ступени молитвы
« Ответ #164 : 09 Ноябрь 2011, 16:10:09 »
Ну попробую выстроить ряд по нарастающей итенсивности, приплюсовывая последующее...
Отмахнуться как от мухи...вытолкнуть из головы\от головы...внутренним усилием заставить молчать ИМЕННО ЭТУ МЫСЛЬ, оставив другие, и стереть воспоминание о ней...Дальше к последнему плюсуется--внутреннее напряжение с игнорированием телесного разжения...т.е. одновременно усилие давит на помысел изгоняя его из головы и игнорит начавшееся телесное разжение из-за невозможности убрать помысел из головы...
Дальше, если ничего не помогает...теже усилия и настрой просто перетерпеть\пересидеть\переждать...
ЗЫ: термин стенка если твой личный, то думаю вполне правомочен...так как в патерике--стены града...ну и---да созиждутся стены Иерусалимские---то же, мню :-), об этом...
Не могу понять, а где в этом перечне – про наше эффективное оружие? Здесь широкий спектр возможных "аутотренинговых" действий представлен, но ГДЕ об аскетическом оружии – об отсечении с ИМ, углубиться вниманием в сердце с ИМ, о самоуничижении, презрении к врагу(по Кавсокаливиту) и ином? Отмахиваться, усилием дожимать – ужели это результативно, если тебя накрывает ковровой бомбардировкой, противник с многотысячелетним опытом боя? Пусть я все мешаю в одну кучу – но это от недоуменя...

Имо, "стены иерусалимские" – это о таком действии Духа в сердцевине сердца человека, когда благодатью наглухо перекрыт вход помыслам, на дальних подступах...