При созерцании тварного, уже не видны ни его внешние структуры, ни характеристики и признаки, они теряют свою привлекательность и поверхностный глянец их мiрских уловок уже утрачен. Взгляд словно проваливается сквозь этот слой (да это уже и не зрение). И тогда видна внутренняя сущностная структура – идея об этом сотворенном. Даже не структура, а какая-то квинтэссенция этого объекта, его потайная суть. Его логос. Видимо, эту суть периодически пытались осмыслить и воспроизвести художники-экспериментаторы 20 века.
Такое вИдение воспринимается вместе с энергией объекта (особенно, нерукотворного). Причем энергия также нечувственно воспринимается как бы на вкус, с возможностью "ощутить" ее мужской-женский характер и многое иное для тех, кому интересно в этом разбираться.
Сейчас скажу об ином, случайно обнаруженном.
Такое вИдение, о котором говорил, тесно взаимосвязано с "силой, исходящей из глаз". Если эту силу как-то моментально "перещелкиваешь вовнутрь", то вместо логосов моментально возникает вполне буддийское вИдение всего как пустотного. Логос вмиг "пропадает" (щёлк!), тотчас воспринимается пустотность, а как следствие этого – отсутствие собственной природы у всех объектов, их иллюзорность и не-существование. Пустотность всего.
Думается, здесь находится "вилка" в воззрениях христианства и буддизма. Последние научились опытно воспринимать только пустотную основу-подложку проявления всего и сделали опытный вывод: все пустотно и иллюзорно. Потому что это и есть их опытный вывод при том характере созерцания, который ими культивируется. У них "не перещелкивается"
на вИдение замыслов Сущего о творении. И оттого им перекрыта возможность через логосы твари восходить ко Творцу.