Человек разделен не в умной части. Разделение проходит глубже, там где скрыта воля. У человека изначально двойственная воля (после грехопадения так). Ум обслуживает это разделение. Исправлять, по большому счету, нужно нутро, глубинную волю.
Elena, рассуждениями о природе воли [воль?] в человеке мы уходим от темы.
Мне, лично, трудно представить, что действует две разные воли...
Говоря о двойственности, я не подразумевала наличие двух отдельных воль. Имела в виду, что воля - это сложное образование, включающее в себя силовые векторы различной направленности. Их много:
Есть природное влечение духа к Богу: "Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки но Он устроил
в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его". (преп Максим Исповедник)
Есть инерция чувственного естества: маятник одини/идони (мука/наслаждение). Реально действующие страсти.
Есть тьма, в которой прячутся неосознанные влечения. Где создается поле для внедрения в процесс воления чуждых сил.
вся наша воля делегирована нам от Создателя. Даже бытует выражение, что мы "наделены волей". Мы можем свободно её использовать [во зло или добро], но она изначально не наша - подарок Господень.
Да, вы правы. Все, что выше описала - это природная воля, не наша. Задача человека - рулить всей этой сложностью. И тут выходит на первый план произволение - то, что от личности.
Ум (который разум) по моим прикидкам успокаивается, если все разнонаправленные векторы сведены воедино, т.е. устремлены в одном направлении - к Богу.
Каждый человек имеет опыт цельности в минуты сильных событий жизни - или в радости, или в великом горе, опасности... Тогда молитва к Богу идет цельно, нераздвоенно. И разум не мешает...
В ваших рассуждениях обращает внимание персонификация ума (=рассудка), которому приписывается какое-то отдельное существование. Вы с ним ведете диалоги, пытаясь успокоить и т.д... Какая-то
двухсубъектность получается. Стоит принять к сведению, что ублюдочные мысли, выскакивающие независимо от вашей воли - это тоже вы, родимый, (то ваше, что скрыто внутри вас). Если это заставить замолчать силой, то действие этого продолжится "тихой сапой". И эти ублюдочные мысли буду выдаваться на гора прямо в готовом виде в тот момент, когда вы будете прилюдно высказываться.
На мой взгляд, нужно не столько "дрессировать" разум, искусственно принуждая его к молчанию, сколько пытаться за этой суетной умственной деятельностью усмотреть внутренний посыл, причину имеющейся активности. Когда устранится причина (когда страсть искоренится) - тогда движение разума выправится к Богу.
Невозможно упразднить деятельную умную силу. Это как полет. Стремительное
свободное движение. Это вкупе с созерцательной силой создает в итоге феномен "
приснодвижного покоя ".
Можно специальным тренингом заставить замолчать деятельный ум, чтобы он не выдавал на гора словесных мыслей. Но это не то молчание, что получается "само", как итог избавления от страстей, от противоречивых стремлений.
Если насильно заткнуть ум, то деятельность рассудка происходит какими-то "беззвучными", внесловесными путями, а на гора выдаются предубеждения - плоды подсознания.
P.S. Хочу добавить, что не отрицаю ценности специальных усилий по успокаиванию именно деятельного ума. Например, в псалмопении - для меня здесь ценность, чтобы вся деятельная сила была заключена в смысл слов, что создает молитвенное движение ума к Бога. Это очень сильная "тяга" получается. Или во время Иисусовой молитвы - там насущная задача перенаправить разумную силу из многословия в Слово. Я реально иногда вижу, что деятельность словесная претворяется в поток-устремление к Адресату молитвы. Есть еще просто упражнения по молчанию. Все полезно, но именно как вспомогательные приемы.