"Истинный духовный опыт - лишь сверхъестественный (благодатный)" - как отличить "сверхъестественные" слезы от "психосоматических"?
относительно слез я ранее высказывался здесь
"Молитва Иисусова - слезы или радость?" (ответ№18 и далее), в принципе ничего другого, наверное не скажу, поскольку полностью согласен с И.Сириным, который определяет дар слез, проливаемых без принуждения, как некий предел/этап для ума при котором последний переходит из области телесного/страстного восприятия в область духовного/чистого восприятия..
то что И.Сирин описывает не слезы новоначального неофита, а человека который прошел определенный путь очищения думаю и так понятно, а касательно признаков различения,
на мой сугубо личный взгляд, явлению которое описывает И.Сирин предшествует некое благодатное касание, которое не всегда бывает возможным явственно различить, тем более такое происходит впервые, однако в качестве ориентира можно обозначить результат а результатом такого касания благодати и последующих этому слез всегда будет либо мир и тишина помыслов, т.е. умиротворение сопряженное с ясностью и трезвостью осознания, либо некое озарение дарующее ведение в котором может происходить переосознание или переосмысление неких событий, жизненных обстоятельств и пр.
кстати Варсонофий Великий под слезами понимает не только слезы сами по себе, по его мысли печаль по Богу рождающаяся в сердце есть слезы (282 вопрос-ответ)