Скажите, пожалуйста, можно ли где-то прочесть об этом подробней? Это есть у Св.Отцов?
вот насчет прочесть поподробней, даже и затрудняюсь что-либо посоветовать, по поводу искушений приходящих от бесов через людей, применительно к стадиям умного делания, можно найти у арх. Антония (Голынского-Михайловского) «
Путь умного делания» глава «
Молитва умно сердечная деятельная», однако подобное явление он относит к стадии самодвижной молитвы, когда диавол изгнанный из сердца вовне начинает действовать через других людей, разжигая в них зависть и ненависть... тогда как стадии умно-сердечно-деятельной молитвы по его мнению присущи такие явления как страхования, сопряженные видениями и пр.
я тут получается расхожусь с его мнением, однако могу объясниться относительно причин своих несостывок, с позицией арх.Антония..
во первых видения и страхования это явления более характерное для отшельников, для мирян живущих в городской среде это уже скорее роскошь нежли обыденность, которая не настолько актуальна ибо и других, более обыденных способов, смутить сердце молитвенника и возмутить страсти – предостаточно, такими средствами могут быть и рабочий коллектив, в лице его конкретных представителей и родственники и просто «случайные» знакомые..
во вторых о действиях бесов через людей строго на стадии самодвижности.. диавол нападает через людей не только будучи изгнанным из сердца, но и будучи изгоняемым, человек обнаруживая в своей душе глубины и присущие им душевные силы находящиеся под властью бесовских сил, по мере их обнаружения молитвой изгоняет оттуда силы тьмы, устраняя причины их приражения к душе, бесы в свою очередь теряя влияние пытаются его восстановить, нападая уже извне, смущая сердце и возбуждая т.о. действие сил души (страстей) которые перестают им быть подконтрольными, цель посеять смуту, страх восстановить контроль над страстями.. это вроде как попытка матча реванша..
по поводу того как это увязать с родовыми грехами, тут все еще более сложно, об этом фактически ничего не написано, в википедии есть цитата Макария Египетского, которая как получается, наиболее лаконично подтверждает дееспособность такого понятия как родовой грех - «
Как скоро удалишься от мира и начнёшь искать Бога и рассуждать о Нём, должен уже будешь бороться со своею природою (первородный грех), с прежними нравами (личный грех) и с тем навыком, который тебе прирождён (родовой грех)», т.е. это уже область опыта и личных наблюдений..
кстати на форуме было создано несколько посвященных проблеме родовых грехов - «
Родовой грех», «
Родовые грехи. Избавление», их можно найти через поисковик..
Справедливо. И что же делать, чтобы увеличить этот "потенциал", с которым ничто не причинит "реальный вред"?
единоразовым действием, такие вопросы не решишь, полагаю Вы и сами это вполне понимаете.. что делать в принципе.? - начать заниматься тем, что обозначается как умное делание, т.е. начать осваивать это направление, внутреннего молитвенного делания, если ранее вообще не сталкивались с этим явлением то начать с теории почитать св.отцов 5 тома добротолюбия, Триады Паламы, Аскетические опыты Брянчанинова, если знаете что-то об этом, то пересмотреть свои знания применительно к практике и начать уже саму практику, по мере освоения которой появится и опыт позволяющий противостоять и отражать приражения подобные описанным Вами в этой теме..