Исихазм

Автор Тема: Сердце молится плачем  (Прочитано 19522 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Сердце молится плачем
« : 05 Апрель 2012, 16:59:38 »
Какие точные слова о молитве сердечной!

***Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.
            Покаяние составляется из исполнения всех Евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно - только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по Евангельским заповедям - покаяние. Когда покаяние вселится в глубину сердца: тогда оно преобразуется в плач. *** 

 (Отечник, избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым),

***Господь много пожалел меня, и дал мне разуметь, что  всю   жизнь   надо   плакать . Таков путь Господень. И вот теперь пишу, жалея тех людей, которые подобно мне, горделивы и потому страдают.*** (Силун Афонский)

Эти высказывания я привел не для продолжения дискуссии о покаянии радостью.
(Брянчанинов – преимущественно апофатический делатель, Силуан – преимущественно катафатический делатель согласно статье http://sophrony.narod.ru/ignsof1.htm). Оба говорят об одном – о том, как должно молиться сердце всю жизнь.

Ум молится словами. Слово очищает сердце. Внимая словам, мы внимаем Слову и переживаем Евангелие. Очищенное сердце начинает плакать и становится на ступень плача на всю жизнь.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #1 : 05 Апрель 2012, 17:05:38 »
Есть нюанс - сердце может плакать и от счастья. А то создается впечатление что практикующий христианин всегда УГ
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #2 : 05 Апрель 2012, 17:45:28 »
Из вашей цитаты св. Феофана
Цитировать
Но стоять там надобно не просто, а с сознанием, что стоите пред лицем Господа, или пред всевидящим оком Его, прозирающим в сокровенности сердечные; а чтоб так стоять, старайтесь иметь возгретым какое-либо чувство к Богу страха, любви, упования, преданности, сокрушения болезненного, и проч.
Чувства могут быть различными...главная мысль в цитате...в том что чувства приводят ум к сердцу...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #3 : 05 Апрель 2012, 17:47:15 »
По поводу статьи...я не понял зачем вы привели её...
Кто у нас апофатические богословы общеизвестно...и насколько я знаю св.Игнатий не в их числе...да и к чему эти сравнения...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #4 : 05 Апрель 2012, 17:54:36 »
По поводу статьи...я не понял зачем вы привели её...
Кто у нас апофатические богословы общеизвестно...и насколько я знаю св.Игнатий не в их числе...да и к чему эти сравнения...
Из статьи:
***4. Особенности учения святителя Игнатия (Брянчанинова) и архимандрита Софрония (Сахарова) с точки зрения соотношения апофатического и катафатического подходов к духовному становлению.

Соответственно нетрудно заметить, что в творениях свят.Игнатия и архим.Софрония выражены различные акценты духовного становления православного христианина. Свят.Игнатий сосредотачивает наше внимание преимущественно на первом виде деланий, а архим.Софроний - на втором. ***
Не хотел выглядеть УГ, не знающем радости п проповедующим только сокрушение и смирение.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #5 : 05 Апрель 2012, 18:03:49 »
Не хотел выглядеть УГ, не знающем радости п проповедующим только сокрушение и смирение.
Ну тогда статья полная белиберда...я её не читал ес-но :-)...
св.Игнатий проповедовал сокрушение...как и пр.Силуан...
О других чувствах в молитве говорил св. Феофан...
И всё это никакого отношения не имеет к апофатике...
http://azbyka.ru/dictionary/01/apofaticheskoe_bogoslovie.shtml
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #6 : 18 Апрель 2012, 00:15:00 »
СТУПЕНИ ПЛАЧА на ПУТИ УМНОГО ДЕЛАНИЯ

ВОСХОЖДЕНИЕ на ступень плача.
Когда человек имеет блаженство нищеты духа и Господь открывает ему видение грехов, то следующая ступенью блаженства, на которую Господь поднимает человека, есть ступень сердечного ПЛАЧА о грехах своих. Тогда в словах Иисусовой молитвы каждое слово отзывается в сердце плачем и слышится прошение об очищении сердца.
***Зрение греха своего и рождаемое им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле: зрением греха возбуждается покаяние; покаянием доставляется очищение; постепенно очищаемое око ума начинает усматривать такие недостатки и повреждения во всем существе человеческом, которых оно прежде, в омрачении своем, совсем не примечало.***
*** Утончаясь, ум обретает видение своей греховности, которой переполнено человеческое сердце, и тогда ум плачет и взывает к Богу о помиловании.*** (Архиепископ Антоний)
*** Плакать есть нужда, чтобы душа омывалась слезами, горько скорбя и сокрушаясь о сердце греховном, утвержденном на корне самости горделивой. Когда нет слез, из глаз истекающих, восполняй это скорбью сердечной***(Архиепископ Антоний)

ОТКЛИК  Господа.
Господь милостив к плачущим и в ответ не только очищает сердце от греха, но и помогает умалить их источник. Господь попускает ситуации, в которых плачущему предоставляется возможность преодолеть страсть. По промыслу Божьему возникают ситуации  с искушениями на пределе сил человеческих. Что значит на пределе? Это значит, что проявление страсти видно умом, но страсть настолько сильна и соблазняет на грех, что у сердца не достаточно сил преодолеть ее своими усилиями.

ПРЕОДОЛЕНИЕ искушений
Если в искушениях человек не перестает молиться и плачет: «Господи, помоги мне преодолеть искушения», то Господь по милости приходит на помощь и помогает молящемуся умалить страсть.

ПАДЕНИЕ.
Если же человек считает, что он сам сможет увидеть или преодолеть страсть без помощи Господа, то он неизбежно падает, потому что страсть всегда сильнее человека, а ситуации, в которых она проявляется, попускаются чуть выше собственных волевых усилий  человеческих. Для преодоления страсти нужна молитва с плачем в сердце, а без плача человек убеждается, что «без Меня не можете ничего».

НЕЧУВСТВИЕ греха.
Но вот преодолена ситуация и Господь умаляет одну страсть за другой. Что дальше? Умом мы понимаем, что сердце не очищено, что страсти спрятались и не видны. Умом мы понимаем, но греха в сердце не чувствуем. И это самый опасный грех – пребывание в нечувствии греха и спокойствии ума.

***Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния и человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она — плод самомнения, самодовольства и тщеславия. ***(св.Игнатий)

***Такое состояние мнимого спокойствия святые отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела. Нечувствие или умерщвление души состоит, в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак не¬правильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения*** (св.Игнатий)

Кто познал опасность самоуспокоения и плачет: «Господи, помилуй, открой мне зрение грехов», тому Господь откликается и открывает благодатное видение грехов, и попускает искушения,  в которых они проявляются. Так молящийся снова возвращается на ступень нищеты духа и покаянного плача.

ЛОЖНАЯ РАДОСТЬ.
Но если по своему высокоумию молящийся не плачет сердцем, а желает молиться в спокойной радости неведения о грехах, то радость эта уже не благодатный дар Господа, а бесовская прелесть.

***Те, кто оставил плач о себе,  «считают такое со¬стояние спокойствия прямым последствием деятельности богоугодной, жизни добродетельной, безукоризненной. Спокойствие обращается по временам в безотчетную радость: они не останавливаются признавать эту радость благодатною. Горестное самообольщение! Душепагубное ослепление***.(св.Игнатий)
 
Если ум покинул ступень нищеты духа, а сердце покинуло ступень плача, то ум снова затмевается ложным самомнением.  Сердце, молящееся в радости и не плачущее о спокойном нечувсвтии, молится не Господу, а молится духу прелести и не может такое сердце познать умиление внимательной молитвы и соединение ума с сердцем.
Но может уже очистилось сердце после нескольких лет частой молитвы?
*** делание покаяния и плача: между свойствами этого делания находится и то, что оно не может насытить делателя, но чем больше насыщает его, тем большее возбуждает желание к себе, доставляя боголюбезную чистоту и вместе производя жажду чистоты еще более совершенной. Очищенные плачем продолжают признавать себя нечистыми.*** (св.Игнатий)

ЛОЖНОЕ ПОКАЯНИЕ.
Но если по своему высокоумию, молящийся стремится сам своим умом увидеть грехи, то видит он не грехи, а свое химерное мнение о них. И сокрушается молящийся не о грехах, а о своем представлении о них.  Такая молитва не приносит радости благодатного умиления, но приносит угрюмость. Сердце не очищается умом, а все более загрязняется самомнением. Такой человек молится не Господу, а себе.

*** Тогда ум может увидеть грехи свои, когда прикоснется к нему благодать Божия: омраченный падением, сам собою он неспособен видеть их. Зрение грехов и греховности своей есть дар Божий.*** (св.Игнатий)

РАДОСТЬ и СЛЕЗЫ  УМИЛЕНИЯ
Если ум молящегося не соблазняется спокойным нечувствием и продолжает покаяние в нищете духа, а сердце плачет, откликаясь на покаянное устремление ума, то Господь по милости может дать утешение молящемуся - слезы умиления.
Блажен, кому дарована покаянная молитва с радостью умиления. Кто познал такую радость, тот не спутает ее с ложным покаянием радостью без плача.
Когда благодать касается сердца молящегося, то оно радуется причастию благодати. Когда благодать преизобилует, то сердце ликует от радости и забывает о плаче. Но бывает, что по преизобилованию благодати усиливается плач, а радость умаляется. И радость, и плач не соблюдаются молящимся. 
***. «Я, — говорит святой Иоанн Лествичник, — прихожу в удивление, рассматривая самое то качество умиления: каким образом называемые плач и печаль содержат внутри себя радость и веселие, как соты мед! Чему из этого мы научаемся? Что такое умиление есть собственно дар Божий»***

ПЛОДЫ ПЛАЧА
По мере очищения сердца, молящемуся даруются блаженства кротости, милосердия, миротворчества и другие. Эти блаженства из нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа можно рассматривать, как ступени восхождения по лестнице совершенств. Но эти ступени не преодолеваются и не оставляются, потому что они есть плоды умирания греха в земле сердца, очищенного и распаханного покаянием и обильно политого плачем. Чем чище сердце и сильнее плач, тем обильнее плоды.
***Какая польза от садовника, если он возделывает весь сад, насадит и насеет в нем всякого рода растений, а не прольется свыше дождь на сад и он не будет напоен водою?*** (св.Игнатий)

ПРИЗНАК СОЕДИНЕНИЯ УМА с СЕРДЦЕМ
***Когда покаяние вселится в глубину сердца: тогда оно преобразуется в плач. Плач этот - плач духа. Плач этот вместе и молитва.*** (св.Игнатий)

*** Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы: не стяжает ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем.*** (св.Игнатий)

***Внимательная жизнь приводит к умилению, а умилением, в особенности, когда оно начнет сопровождаться слезами, доставляется сугубое, благодатное внимание.*** (св.Игнатий)

*** Особым признаком умно-сердечной молитвы будет не отвлекающееся внимание
     Что касается соединения ума с сердцем, то, как уже пояснялось, сама благодать вводит в сердце молящийся ум. И бывает это в надлежащее время, не прежде того, как сердце очистится от страстей.
      Пока сердце кипит страстями или хотя бы один какой-то грех остается в нем, до тех пор Господу в нем пребывать невозможно. Где Господь, там нет греха. А без Господа и уму, и молитве в сердце быть бесполезно. Господь вовне, и молитва с умом вовне. Очистит Господь сердце, тогда будут в сердце и ум, и молитва, и Сам Господь, ибо в молитве присутствует имя Божье, а где имя Его Святое, там и Сам Господь. Так следует разуметь о сердце и о пути в сердце.*** (Архиепископ Антоний)

Итак отцы говорят: Покаянная молитва порождает плач сердца. Плач сердца порождает радость умиления. Умиление порождает благодатное внимание умно-сердечной молитвы и очищение сердца от страстей. Очищенное сердце познает жизнь истинно духовную.

Возможно ли соединение ума с сердцем без слез?
*** Святой Исаак Сирский. — Вопрос: «В чем заключаются достоверные приметы и знамения, от которых и при посредстве ощущения которых подвижник может понять, что он начал зрить в себе, в душе своей, сокровенный плод? — Ответ: Когда он сподобится благодати многих слез, проливаемых без понуждения. Слезы положены для ума как некий предел между телесным и духовным, между состоянием страстным и чистотою.***

Но, может, имеются ввиду слезы внутренние, которые не обязательно сопровождаются ручьями и соплями?

*** Слезы начинаются с первой обители сокровенного жительства и возводят подвижника в совершенство любви Божией. Сколько преуспевает он в этом жительстве, столько богатеет слезами, доколе от многого пребывания в них не начнет пить их и при употреблении пищи своей и пития своего. И это есть верный признак, что ум изшел из мира сего, и ощутил тот мир духовный.***

Таким образом, Исаак Сирин называет слезы подлинным признаком соединения ума с сердцем.
.
Святой Симеон, Новый Богослов:
***Прежде плача и слез никто да не прельщает нас тщетными словами, ниже мы сами да прельщаем себя: нет в нас покаяния, нет истинного раскаяния, нет страха Божия в сердцах наших; мы не зазрели себя: душа наша не пришла в соощущение будущего суда и вечных мук. Если б мы зазрели и себя, если б это стяжали и этого достигли, то немедленно произвели бы и слезы. Без них никогда не возможет ни жестокосердие наше умягчиться, ни душа наша стяжать духовное смирение.***

ПОЧЕМУ МЫ НЕ ПЛАЧЕМ?
*** Насколько человек приближается к миру сему (вещественному) умом своим, настолько умаляются эти слезы. Когда же ум совершенно погрузится в сей мир, тогда совершенно лишается этих слез. Это служит признаком, что человек погребен в страстях*** (Симеон Новый Богослов).
О нашем жительстве:
***«Какое бы высокое жительство ни проходили мы, — сказал святой Иоанн Лествичник, — но если не стяжали болезнующего сердца, то это жительство — ложно (притворно) и тщетно». Безболезненность происходит от невнимательной жизни, от безвременных выходов из келий, от безвременных бесед, шуток, смехословия, празднословия и многословия, от насыщения и пресыщения, от пристрастий, от принятия и усвоения тщеславных помыслов, от высокоумия и гордости. «Если не имеешь умиления, сказали отцы, то знай, что имеешь тщеславие; оно-то и не попускает душе прийти в умиление»***
*** Говорящие, что невозможно проливать слез и плакать каждую ночь, каждый день, свидетельствуют о себе, что они чужды вся¬кой добродетели. Если наши святые отцы произнесли такое, определение: хотящий отсечь страсти, плачем отсекает их, и хотящий стяжать добродетели, плачем стяжавает их, то из сего явствует, что не плачущий ежедневно ни страстей не отсекает, ни добродетелей не совершает, хотя и думает, обманываемый самомнением, совершать их.*** (св.Игнатий)

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОЛЯЩЕГОСЯ
Ум молится словами в нищите духа, сердце молится плачем и радуется благодатному отклику Господа. Когда же ум снимает себя с креста покаяния, а сердце молится без плача, то печаль и радость приходят от помрачения прелестью. Такая молитва не имеет благодатного отклика от Господа. Золотое правило молящегося можно сформулировать так:
                                        никогда не оставлять покаяние ума и плач сердца.
Они могут иметь разную меру и проявления, они могут преображаться, но не должны оставляться произволением  молящегося.

***дверь и ключ ко всем духовным благам — плач и слезы*** (св.Игнатий)

Некоторые полагают, что в молитве Иисусовой главное – это держать внимание в словах молитвы.
Но святые отцы говорят, что главное это покаяние ума и плач сердца, которые порождают благодатное внимание и слезы, соединяющие ум с сердцем.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #7 : 18 Апрель 2012, 09:51:18 »
В Страннике написано что качество молитвы не в силах человека в силах количество, конечно при этом стремится надо к качеству.
Плачь, думаю, высшее состояние приходит после обожения и то не каждому.
Если спросить у человека как надо молится, любой ответит - как я молюсь.
Например Паисий Афонский говорит до боли в сердце. Но здесь надо учитывать что у этого человека постоянная молитва в сердце.
Или берутся слова Святого относящиеся к конкретному человеку. Или человек неопытен. Отсюда разночтения и разнопонимание пути ИМ.
Думаю, на завершающем этапе внимательная молитва главное.   

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #8 : 18 Апрель 2012, 11:06:05 »

Думаю, на завершающем этапе внимательная молитва главное.   

 Св. Игнатий говорит, насколько помню, что внимание - это первый дар в ИМ...


Плачь, думаю, высшее состояние приходит после обожения и то не каждому.

 Плач приходит для обожения, после же он только продолжается... Прежде чем достичь гавани бесстрастия необходимо переплыть ров, предварительно наполнив его собственными слезами. :-) Слёзы эти - радостопечальные...

 И ещё. Речь идёт о слезах именно духовного качества, как следствии сокрушения о грехах своих, видения себя скотине подобной.., но не плотского, сентиментального...

 Св. Исаак говорит, что внешние слёзы (речь ведём в духовном контексте) суть порождение внутреннего плача, но не наоборот, ибо в противном случае - это вода...
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #9 : 18 Апрель 2012, 11:16:30 »
Предлагаю пройти обожение а потом поспорить на данную тему :)

Думаю, видение собственной греховности результат приближения к абсолютному смирению. Но я не стал бы называть это плачем, думаю плачь сродни умилению. Но опять же, думаю, это высшее состояние.

Хотя наверное люди разные бываю и говорить за всех со своей колокольни или погреба тоже не правильно. :) Наверное бывает и плачь но у меня пока не было но понимать что я грешен и чувствовать это у меня есть.   

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #10 : 18 Апрель 2012, 11:32:22 »

Думаю, видение собственной греховности результат приближения к абсолютному смирению.

 Что такое в Вашем, Михаил, понимании "абсолютное смирение"?

Наверное бывает и плачь но у меня пока не было но понимать что я грешен и чувствовать это у меня есть.

 А как вы чувствуете и понимаете, что Вы грешен? К чему это приводит на практическом уровне?
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #11 : 18 Апрель 2012, 11:45:47 »
Абсолютное смирение это часть святости. Достигается оно постепенным смирением.

На практическом уровне внимательная молитва с пониманием собственной греховности. Достигается это через грех, когда понимаешь что не грешить не можешь :)
Не согрешишь не покаешься не покаешься не спасешься.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #12 : 18 Апрель 2012, 11:57:33 »
Схема ступеней плача получилась несколько статичной и ограниченной. Сами ступени практически не показаны.

Никита

  • Сообщений: 84
  • Мир Вашему дому!
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #13 : 18 Апрель 2012, 12:07:23 »
На практическом уровне внимательная молитва с пониманием собственной греховности.

 А как Вы видите "собственную греховность"? Это вИдение всего Вашего естества вкупе, смердящего пред Богом, или осознание отдельных, совершённых Вами грехов, и раскаяние в оных?..
И яко же лице свое видит человек в зерцале, тако и в молитве трезвенней и бодрей видит человек умом своим всю жизнь свою: или добр, или худе жительствует. (Священноинок Дорофей)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Сердце молится плачем
« Ответ #14 : 18 Апрель 2012, 12:09:34 »
И ещё. Речь идёт о слезах именно духовного качества, как следствии сокрушения о грехах своих, видения себя скотине подобной.., но не плотского, сентиментального...
 Св. Исаак говорит, что внешние слёзы (речь ведём в духовном контексте) суть порождение внутреннего плача, но не наоборот, ибо в противном случае - это вода...
Как отличить слезы духовного качества от слез плотских сентиментальных? Ведь могут быть ошибки первого и второго рода.
Да, и надо ли отличать, если плоды все равно благодатны? Размышление над природой слез не есть ли жажда подтверждения приобретения высших даров? Может проще оставить все без исследования и размышления?
Что об этом говорят св. отцы?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.