Схема ступеней плача получилась несколько статичной и ограниченной. Сами ступени практически не показаны.
***Один старец на Афоне в своих беседах о молитве говорил о разновидностях плача, судя по действию каждого из них на человека. Он насчитывал их до двенадцати. И я, как и все другие, познал разные виды плача за многие годы моего отчаянного покаяния, но никогда мне не пришла мысль подсчитывать их.*** архим.Софроний (Сахаров)
Я тоже не собирался описывать разные виды плача. Ступенями я назвал фактически одну ступень плача, поднимаясь на которую человек получает утешение от Утешителя.
Под плачем отцы понимают не обязательно слезы, а сердце сокрушенное, которое может плакать и внутренними слезами, и внешними в зависимости от человека и его состояния.
Но я назвал этот пост ступенями, потому что плач это путь к Богу, на котором встречаются и радость, и слезы, и на котором стяжаются ступени нагорной проповеди. Без нищеты ума и плача сердца Господь не дарует нагорные блаженства.
На форуме много говорилось о том, что нет признака соединения ума с сердцем. Вот здесь я взял на себя смелость интерпретировать учение отцов, которые говорят, что истинно духовная жизнь начинается, когда благодатные слезы начинают литься непрерывно в течение длительного времени (годами). Этот этап для проходящего путь умного делания фактически и есть всецелое соединение ума с сердцем – обретение духовной цельности во Господе.
Плач – это путь к Богу, который начинается в видения грехов и осознания своей участи. Плач – это есть просьба к Богу о помиловании и очищении сердца. Известно, что Господь не сразу открывает полное видение своих грехов, а делает это постепенно. Чем чище сердце, тем больше ему дается видеть свою нечистоту.
Плач – это процесс обращения к Господу и получения отклика от Господа. В этом процессе я хотел отметить ту особенность, что очищение сердца – это не только прощение грехов по молитвам или на исповеди, но и постепенное умаление страстей через искушения в жизненных ситуациях. Искушения могут быть короткими, а могут растянуться на десятилетия.
Плач – это молитва сердца, проходящего ступени спиральной лестницы, ведущей в Небо. На этой лестнице молящемуся открывается видение грехов, затем на следующей ступени человек молит Господа об очищении сердца, затем не следующей ступени Господь попускает искушения и человек борется с ними, затем, если не упал с лестницы, Господь дарует очищение сердца и новое видение еще большей нечистоты сердца и человек снова возвращается по кругу к молитве об очищении, но уже на более высоком уровне. Нет числа ступеней у этой винтовой лестницы в Небо. Есть только постоянный плач. С этой лестницы легко сорваться, если перестать плакать и начать утешать себя спокойствием и самомнением о своей бесстрастности.
Плач – это до конца жизни. Когда у Силуана уже после возвращения благодати и соединения его сердца с Христовой Любовью в самом конце жизни Софроний спросил: хочет ли он умереть? То Силиуан ответил, что он еще не готов, потому что еще не преодолел гордыню. Это говорит нам о том, что даже неочищенному сердцу могут даваться благодатные дары – плач, умиление, слезы, огонь покаяния, Свет, Любовь. И нет ничего удивительного, что ум может опускаться в еще не очищенное сердце, и слезы могут течь непродолжительное время. Это не обязательно душевные слезы, порожденные личным или корпаративным эгоизмом.
Плач и покаяние – это разные понятия. Покаяние – это перемена ума, а плач – это молитва сердца. Покаяние может быть холодным, а может быть огненным. И плач может быть с горючими слезами, а может высохнуть до нечувствия.
Ступени плача – это не ступени его преображения. Ступени плача – это слезы, поливающие землю сердца на пути к Богу. Никто не сосчитает количество пролитых слез и никто не узнает, сколько их надо пролить. Надо просто никогда не оставлять покаянную молитву в нищете ума и плаче сердца – золотое правило молящегося.