По определению же (Добротолюбие т.5 КАЛЛИСТ ПАТРИАРХ И СПОДВИЖНИК ЕГО ИГНАТИЙ КСАНФОПУЛЫ гл 73).«Храни же ум свой всегда безцветным, безобразным, безвидным, безформенным, безкачественным, безколичественным, внимающим одним словам молитвы, в них поучающимся и об них размышляющим в сердечном внутрь движении», это о уме, и...? Не трупы же мы, должны быть РЕАЛЬНЫЕ отношения - ЖИЗНЕННЫЕ дыхания собственной души, и Бога. Определением вышестоящим Каллиста надо пользоваться видно с "умом"
XXXXXXXXXX
А по поводу формулы Калисты - это вопрос - размышление. Если ум (ОКО ДУШИ - ВНУТРЕННИЙ СВЕТ) станет,безцветным, безобразным, безвидным, безформенным, безкачественным, безколичественным, если это удастся!? ТО что станет!?
Безмолвие станет!? Или трупик!?
Имо, если ум – око души, то сущность ума есть
око ума, часть истинного образа Божьего в нас, нерушимая и неповрежденная.
Когда ум устанавливается в этом
оке и хранится в нем – в том, что так славно апофатически обрисовали Ксанфопулы (а он само-сохраняется с некоторых пор в таком безвидном виде), то сначала ум видит интересные штучки.
Первое –такой ум видит кадавра. Трупик. Зловещего мертвеца.
Видит его явно и совершенно отстраненно – всю совокупность мыслей, помыслов, страстей, телесных движений, сложного социального поведения и пр. Все это кадавр легко исполняет, на полном автомате. Это и есть автомат, в нем нет жизни, он полностью вписан в схему падшего мира и движется в ней, причем по ходу он спит, а все выполняет как бы в отключке.
Таков ветхий человек, и его стоит некоторое время понаблюдать, что это такое.
Это – достойный опыт, имо, если наблюдаете отстраненно, из "ока ума".
Но затем возникает вопрос. Хорошо, око ума живо, целостно и вечно и неизменно. А что делать с трупом?
И вот здесь вижу
момент истины, принципиальный выбор, на который разные традиции отвечают по-разному. В этом одно из принципиальных различий меж ними. Одни (как адвайта) от трупа радикально избавляются, раз-отождествляясь с ним и как бы аннигилируя его из своего подлинного бытия. А другие (и православная традиция в их числе) – не только не бросают кадавра, но так или иначе преобразуют и воссоединяют с оком ума. Поскольку в обОжение включаются все составы.
Про другую "штучку" позже...