Тема перешла к суфиям. Но не будем забывать, что у суфиев строго обязательно наставничество под руководством опытного учителя. Только он ведет ученика, дает ему мистические упражнения (азкар), молитву (зикр), дает инициации. Ученик (мурид) без водительства в послушании у наставника (муршида) – для суфиев такой же нонсенс, как для многих старцев с Афона...
Почему еще припомнил Афон. Суфизм изначально практически ничего не взял из мусульманских источников, зато впитал в себя аскетику и мистические практики восточного христианства, вместе с заимстовоанием из неоплатонизма и гностицизма и тд. А затем уже на базе всего этого у суфиев сложилась своя уникальная система. Потому для меня суфизм интересен – есть точки сближения с УД, и наверное, можнокакие-то непонятные вещи в УД попытаться прояснить, читая о тасаввуфе, но при том не стоит особо обольщаться
Ни тарика (практический метод), ни тасаввуф в целом не откроет свои "кладовые" тому кто вне ордена, и без наставника.
Тем, кто считает, что имеет смысл – почитать об этой традиции. Имо не стоит увлекаться популяризаторами вроде Идрис Шаха,
и даже более серезными работами метафизиков-религиоведов вроде Титуса Буркхардта с его книгой "Введение в доктрину суфизма"
(хотя и в ней есть кое-что интересное).
Одна из книг, которую стоит прочитать –
это Дж.С.Тримингэм. Суфийские Ордена в Исламе (изд.Наука, 1989).
http://webreading.ru/religion_/religion_rel/dgh-trimingem-sufiyskie-ordeni-v-islame.htmlНаписана в 70-х, но до сих пор остается чуть ли не единственным серьезным справочным пособием.
А из источников, приоткрывающих дух суфизма очень рекомендую Фаридуддина Аттара "Жития Святых",
хотя на русском – это сокращенное и избранное, в отличие от англ.издания:
sheiknazim.ru/load/0-0-0-4-20Эта книга покажет "внутренний Ислам" как путь Любящего и Любимого...