Быт.1.6-8.
6 И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако.
7 И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию.
8 И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый.
***
По известному определению человек состоит из словесной души, тела и имеет определенный вид. Как устроена душа в своей полноте, думаю, знает Бог. Человеку же полезно знать, как устроено просвещение души.
Опять же, думаю, следует воздержаться от простирания мысли в области нарушения непрерывности законов (в начало или в конец), но посмотреть, как измениться устройство (украшение) души человека, если человек познает какую-либо вещь.
***
Для определенности возьмем высказывание (слово): «Бог есть» (терминология Иоанна Дамаскина).
Пока человек не определился относительно Бога (атеист), состояние его души есть «тма верху бездны» Быт.1.2. То есть, его действия (дыхания духа) вполне произвольны (бездна) относительно высказывания. Бог для него невидим (тма).
Если человек твердо решит для себя, что «Бог есть», то этим он полагает в своей душе разумную границу (твердь). Граница разделяет действия человека. На те, в которых «Бог есть», и на те, в которых Бога нет.
Когда человек действует при условии «Бог есть», сила Духа доставляет ему ведение (очевидность) Бога. В душе человека уже не «тма», но свет. Душа человека уже не безобразна (бездна), но украшена словом (небо).
***
Последовательное движение богопознания происходит в разумном (сим) ограничении произвола и упражнении духа (иафет) в этих ограничениях. Быт.9.23. Обычно его называют освящением (смысл: святость, как «отделение»).
***
Обращаясь к «началам», следует заметить, что в украшении души можно различать:
ее начальное устройство, как общий божественный дар,
родовые особенности (естественные и сверхъестественные (Крещение))
и красоту, приобретенную в личном подвиге.
***
Простите ...