Приведу несколько цитат из любимой книги "Умное делание. О молитве Иисусовой.Поучения Архиепископа Антония (Михайловского) ", как из самой близкой к святоотеческому духу:
"Сознавая греховность действуемую в сердце, до отчаяния не доходи, а лишь о содеянном плакати и каятися, воздыхати и сожалети и сокрушати страсти в покаянном в молитве делании, обезсиливая страсти. ....в сердце целое гнездо создалось из страстей, каковое соделалось самим сердцем в сердце, и о каковом сказано: «сокрушати сердце» и которое явилось источником злых помыслов, «из сердца исходят помышления злая»."
"К Ангелам приближатися и ко святым Божиим (т.е. к ЦН) можно лишь по мере очищения сердца (сво)его, и не инако. Сердце неочищенное от страстей и умом не освободился от помрачения, а по сему-то ни то ни другое бывает не способно к устранению (устроению? – ред.) Небожителей святых."
"Доколе в сердце страсти, дотоле Бог в сердце - своем Ему жилище обитати не может, "
т.е. какое может быть ЦН при страстном устроении.
"Время делания молитвы, когда благодать дарует уму великое очищение, соответственное усматривати и корения страстей, и их источный основной корень, и самого крыющагося в сердце сатану и диаволы, есть время изо всего делания покаяния при деятельности человека, - самое скорбное, полное тяготы и страданий: уныние действует величаво нападающи на душу: тягость страданий и скорбей, бывает равна малому адскому мучению, т.к. зде сбываются слова «до неба возводя, и до ада низвергаяй». "
Вот где крест, ад и адский труд ...
"В случае увидишь Христа, или кого другого из Небожителей к тебе обращающегося, никогда, доколе ты грешен, не принимай, не увлекайся, и как внимал молитве, так молитву читай и ей внимай, и искушение пройдет, тоже и об иконах; увидишь свет от иконы, или икона движется к тебе, увеличивается, и как будто оживает, не доверяй, а знай лишь молитву читать и молитве внимать, ты грешник, а явления неба, бывают в подвижничестве только исключительно чистым [стр.52] и приявшим всыновление Богу благодатию,"
"Как только помощию Божию ум уяснит гордость корнем зла, не медля борется с нею, обнаруживает ее, со всех сторон, и благодати вспомоществующей, исторгает ее из сердца усекнув ей голову смертельно, и благодатию избавив смертию в себе гордости, свое сердце от всех страстей, и от последней страсти, корени-корней гордости. Уничтожив в постепенной и великой борьбе местожительство сатанино в сердце, сатана благодатию вон изгоняется из сердца, да ему и самому в сердце обитать не возможно, т.к. его обитель - страсти с ея основанием, самомнительной гордостью, в человеке от селе не существует, ему обитати и скрываться нет где,"
Вот только начало ЦН, только по познании и видении своей гордости, и изгнании с Божией помощью. А гордость становиться видна человеку только тогда, когда остальные страсти поутихнут от борьбы с ними.
"До селе благодать и молитва действовали от вне, желая проникнуть [стр.54] в сердце, введя в оное ум, а сатана боролся из сердца, последнему было удобнее, а отселе благодать изгнав диавола и страсти из сердца, сама входит во оное с молитвою, и с именем Божиим и Бог входит обитати в сердце, ибо сердце есть обитель Божия."
"Когда очистится сердце Господом, тогда Господь входит в него и бывает в сердце и живяй и действуяй, а известно что в Господе и благодати, и дары и все и вся преизобилуют вполне и Господь дав Себя человеку дарует человеку и все то, что принадлежит Ему, Богу."
Только когда очиститься сердце, там буде искомое ЦН, не наоборот.
"об указанном сердце ты не беспокойся лишь делай молитву, борясь со страстями, а очищшемуся сердцу, Господь Сам входит в него, вводя с собою и ум и молитву, ибо сердце есть обитель Божия и путь в нее знает лишь один Бог. Он им входит Сам и Собою вводит достойный ум, дабы обитати с Богом в сердце. До коле сердце кипит страстями, или хотя бы еще какой один грех держится в нем дотоле в нем Господу быти не возможно. .... ."
"сие же истинное смирение, есть не что иное, как истинное познание самого себя, смиренномудрствовати человека научающее. Здесь человек право познает свое горделивое и ничтожное «я» из ничего промыслом Божиим созданное, и в ничтожное свое ничто и возвратившееся."
И найти такое смирении можно, в основе своей, только в деятельной борьбе со страстями.
Много можно найти подтверждений у Святых Отцов, что сперва и возможно до конца жизни идёт борьба со страстями, и только потом находится Царство Небесное. Т.е. Господь входит в сердце человека. Нарушение такого пути - это исключение, и происходит по особому Промыслу Божию.
Леонид, появилось предположение, что Вы пришли к Богу довольно чистым, поэтому не заметили особой борьбы первого этапа. Большинство приходят к Богу со дна ада, и для таковых (и аз в том числе), Царство Небесное долгое время составляет простая тишина внутри, спокойствие от страстей и помыслов, которыми наслаждается человек краткие минуты жизни. В другое время - душевный ад. О настоящем Царствии такие люди и мечтать не смеют, ища только оставление грехов и исцеления страстей.