Преподобный Нил Сорский советует желающим упражняться в сердечном безмолвии - отречься от всех вообще помышлений и заменить их призыванием имени Господа Иисуса, то есть молитвой Иисусовой. "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию и от мнящихся правых помыслов, непрестанно смотреть в глубину сердечную и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".
Уважаемые форумчане! Это выдержки из ваших постов:
Из опыта могу сказать, что есть состояние ума, которое называют молчанием. В этом состоянии прекращается молитва и прекращается ум в том чине, который нам знаком. Это состояние можно назвать иным чином бытия человека или естественным чином бытия души, в котором нет деления на ум и сердце и нет движений ни ума, ни души.
Лукавый мастер подмен. И когда молящийся приближается к духовной области молитвы, то он всячески старается подсунуть утонченные душевные состояния, похожие на духовные. Если вы чувствуете преображение молитвы и переход на некий иной образ молитвы, то это еще не значит, что это есть действие Духа.
Вы словестно молитесь или безмолвно?...почему спрашиваю?...по тому что, мню, при словестной молитве созерцание весьма затруднено, по моим наблюдениям...
Виктор...а вы что в себе Бога не видите...не чувствуете...
Почему думаете, что способность, созерцательной По святым отцам есть у ума естестсвенная способность зреть самого себя и противостоять части разумных сил души-ума, созерцать...это что то недоступное мирянам...у нас что ум какой то не такой Богом дан...
Гиор, в одном случае - направить взор, в другом - переместить "центр" ума в сердце. Кроме того, в сердце войти ум может и частично, как бы.
Но тогда и сейчас...я стараюсь тщательно относиться к технике молитвы в святоотеческом изложении...а плюс ко всему---"Молись и делай что хочешь..."
По возможности стараюсь держать внимание в духовном центре...том что в другом измерении...когда нет возможности стараюсь возгревать любовь в душе...смотрю на людей это генерирует любовь к ним...если и этого нет...то стараюсь поддерживать мир в душе...
И насколько могу стараюсь всегда быть в памяти Божией…
10 заповедей созерцания. Я верю прп.Исааку не только потому. что люблю. но потому, что от опыта пришло понимание и вера в истинность его слов. Не случайно прп. Иосиф Исихаст не расставался с его книгой и своим ученикам советовал поступать также.
Уважаемые форумчане!
Не могу понять никак о каком вы говорите состоянии ума, которое есть молчание? Хотелось бы с вами на эту тему поговорить, если вы не против, конечно?
Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа.
Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.
Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.
Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума.
Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке.
Подвижник Христов чем свободнее от мира, тем безопаснее, а сколько связался с миром, столько уже победился. (свт. Игнатий Брянчанинов)
"Св.отцы, делатели сего великаго делания, о сем пишут много. Но их писания о молитве Иисусовой начинаются созерцательностью от делания умно-сердечныя, самодвижныя, редкие же из них по умно-сердечной деятельной с мечтательными искушениями, но они пишут кратко и прикровенно и это вот почему: по исполнении воли Божией всецело человек действует молитву уже духовную, а до сего молитва умно-сердечная деятельная, каковую некоторые принимают за духовную, и горько ошибаются". (Умное делание архиепископ Антоний)
"Делатель молитвы, умную от умно-сердечной деятельной, может распознавати лишь по искушениям, а иначе не разобраться". (Умное делание архиепископ Антоний)
"Отселе всякий возведенный на эту степень молитвы умно-сердечной самодвижной, наставляющим кого-либо может не иметь, ибо Господь в сердце его и хотяй (и) действуяй есть, человек же является исполнителем св.воли Его, от селе, т.е. познанием себя истинным по восприятии «ведения истины» и по возшествии ума в сердце, человек при всем своем желании зельном, и любя ближних, говорити о переменах в нем случившихся и яже есть от сутей Истин, и еще право-разумеваемое в писаниях, зело, зело, должен «молчати», всяко храня в молчании бываемого в сердце его". (Умное делание архиепископ Антоний)
"Все считающие себя достойными даров и благодатей, и ожидающие даров и наград, видений и чудотворений оказались в сетях врага, а все шествующие в сознании своих грехов, своего ничтожества и слабости, своего недостоинства искренне, а Бога имеющие лишь, щадящаго их не достойных по любви к ним кающимся, таковы проходят безбедно пристани". (Умное делание архиепископ Антоний)