Исихазм

Автор Тема: "Должно, - говорит преподобный Нил, - понуждаться молчать мыслию"  (Прочитано 52277 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Дух действует в духовном, но не в телесном и не в душевном. Есть над чем подумать.
Подумал быстренько.
Если дух не проникает сквозь всё душевное и телесное, то такому духу грош цена, увы. Правильно говорит Кнопка - в Вашей схеме нет Преображения. Где обожение твари? Где воскресшее Тело Господне, в реальные раны которого влагал персты ап. Фома?
Вы правы Леонид по вере вашей.

прозелит

  • Сообщений: 6100
    • Просмотр профиля

Цитата: Умное Делание. О молитве Иисусовой
3. О молитве внутренней сердечной. В Евангелии изречено: "аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой". Если применить эти слова к делу молитвы, то они будут означать следующее: кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергнется своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть - труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истинного блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название соединение ума с сердцем; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутреннего дома. При таком сердечном устроении у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет - все делается с полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда, какие приходят к нему помыслы, намерения и желания, и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же уклонение от них заглаждает чувством сердечного покаяния и сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не лишает его своей благодати.

прозелит

  • Сообщений: 6100
    • Просмотр профиля

Молитва с умом, стоящим в сердце, расширяется из середины груди и распостраняется по всему телу. При этом она воспринимается как живая энергия самой Жизни, не затмевающая сознание, а, наоборот, центрирующая и концентрирующая его, и походу преображающая все процессы в теле. Ум приобретает необычайную яркость восприятия несмотря на полное отсутствие мыслей и образов наряду с неоценкой воспринятого. На физическом уровне возникает неведомая ранее лёгкость в теле, подвижность прежде неподвижных мышц и суставов, значительное уменьшение чувства голода и проч. желаний тела. Тело как будто подчиняется новому состоянию ума, устав сопротивляться.
В этом месте становится видно, что молитва имеет полное право стать неотъемлемой функцией всего организма, такой как дыхание, которое мы не замечаем и не помним.

Хорошо, что ты сказал об этом..

***
Для таких изменений на физ.уровне  ведь тоже воозможны иные объяснения – по крайней мере, для меня.

Один вариант объяснения – ум становится во внутрь сердца, и тогда расширяется внутрьсердечное пространство – до каких "размеров", пока неясно: скорее всего, для него нет размерности. На физ. уровне – ровное насыщенное протекание тока жизни "по всем жилкам", энергетическая "налитость" тела – в тонусе, существенное уменьшение потребности в сне, еде и тд. Алертность, мгновенность и спонтанность реакции, о которой ты раньше говорил. И тд и тп.

Другое (имо, предпочтительное) объяснение изменения на физ.уровне – таково начало действия Духа, "вселившегося в ны", по преобразованию нашего тела. Ведь это Им преображаются все составы и чистятся "от всякия скверны"...Тело начинает подчиняться преобразованию Св.Духа, но оно еще преподнесет немало "пилюль".

Цитировать
Ум приобретает необычайную яркость восприятия несмотря на полное отсутствие мыслей и образов наряду с неоценкой воспринятого.
Это возможно лишь  при условии присутствия "наблюдателя" (или по терминологии Неовита – для "осознанного молчания"). В состоянии "неосознанного молчания" или "без наблюдателя" этого нет.

прозелит

  • Сообщений: 6100
    • Просмотр профиля

Есть разница между деятельной молитвой и самодвижной, творимой Духом. Вы это знаете. По мере приближения к бесконечному движения ума замедляются, уменьшаются, но не достигают бесконечности, пока ум не будет разделен на ноль. Вы знаете математику. Любое значение, как бы велико не было, не достигает бесконечности. Но любое значение, поделенное на ноль дает бесконечность. Предельная концентрация - это не адов труд, а дар по благодати. Иго мое легко!
Neovit, отцы (Палама, и не он один) как раз говорят и о тяжелом труде такой концентрации. Что и называют иные из них – несением креста.

И еще говорят они  о том, что ум приснодвижется вокруг Бога, не достигая Его, но умопостигая то, что вкруг Него. Ни о каком замедлении и "делении на ноль" не встречал. Пример:

Цитата: Максим Исповедник. Мистагогия
[Старец] говорил, что ум, приводимый в движение мудростью, приходит к созерцанию; посредством созерцания - к ведению, через ведение - к незабывающему ведению, а посредством него - к истине. Окрест же истины ум находит предел своего движения, и истиной определяется его сущность, сила, свойство и деятельность.

Еще он говорил, что силой ума является мудрость, а сам ум есть мудрость в возможности; созерцание есть свойство ума, а ведение - деятельность его. Что касается незабывающего ведения, то оно есть непрестанное и присноустойчивое движение мудрости, созерцания и ведения (то есть силы. свойства и деятельности) вокруг того Познаваемого, которое выше всякого знания; пределом этого движения служит истина как то, что познается незыблемо. И что достойно удивления - каким образом незабываемое оказывается ограниченным? Или же ясно. что оно ограничивается Богом как Истиной? Ибо Бог есть Истина, и окрест Него бесконечно и неизбывно движется ум, который не может никогда остановиться, потому что не находит предела там, где нет прерывности. Дивно величие Божественной Беспрерывности! Ведь она есть нечто бесколичественное, неделимое, совершенно непротяженное и по Своей сущности недоступное познанию и постижению. И никто не может перейти через то, что не обладает прерывностью и никоим образом не постижимо.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

(Монах Макарий Касокаливит Перевод с древнегреческого. Афон. Кавсокаливия. 2011)


Что такое глубинная или сущностная вера


Так вот, продолжим, как уже сказано, что сердечная тишина является началом очищения души и в конце пути она приносит обожение, осюда ясно что сердечная тишина — это и есть то самое место, в которое нам нужно прийти! А еще точнее я бы даже называл сердечную тишину — самим путем, по которому искренние души восходят к Богу.

Этот путь вводит прямо в лоно Божие. Эта тропа мирно, без потрясений подготавливает того, кто взбирается по ней, сначала увидеть западни и ловушки врага наших душ, научиться чувствовать его приближение, и в нужный момент оказать сопротивление, противостоять хитростям врага духовно, с рассуждением и мудростью.


А затем эта тропа возводит тех, кто доблестно и успешно сопротивляются врагу, к божественным озарениям и просвещению ума (элламсис — морфема, стоящая перед корнем и изменяющая его значение, в данном случае усиливает значение: «глубинному проникновению познания в ум» - Высказывание о жизни). Затем тропа приводит к духовным откровениям Божественных Таинств и неизреченно соединяет с Богом!


Этот путь всецело вводит человека в обожение, а точнее сказать, приобщает к Божественному и сверхъестественному горению, рачению (эрота) в духовной славе, какую только можно себе представить. Следовательно, эта тропа приводит и к подлинной и искренней любви (агапи) к ближнему.


Если все это верно, давайте допустим, что сердечная тишина, прводящая к обожению, действительно обладает всеми этими наилучшими благами и красотами в совокупности. Тогда именно с этим покоем мы от веры простой, то есть основанной на доверие словам, достигаем веры — сущностной (енипостатон — префикс дает значение: «глубинно пронизывающей все существо» - Высказывание о жизни).


Что это такое — сущностная или воипостасная вера? Выразительный образ такой веры представляет собой скала, которую Бог явил Моисею. Эта скала имела расселину, через которую Моисей увидел «задняя Бога» (Исх 33, 20).


Так и есть! Сущностная вера, словно через некую расселину, ясно показывает сущность вещей во всех предметах и явлениях. И через это ясное видение сущности явлений вера дает возможность уму познать Бога. Вера дает созерцать Бога, но не сущность Его (усия), которая было названа для Моисея «лицом Божиим», а то, что вокруг этого существа Божия, это афонские богоносцы называют «задняя Божия».


Тогда получается, что лишь только муж, достигший сердечной тишины, имеет возможность исполнить заповедь Духа Святого, открытую через Давида: «...приступите к Нему и просветитесь...» (Пс 33,6) и через Исайю: «прорвитесь к свету познания». Лишь только свет, открытый такому мужу, является духовным и вечным...

http://www.afonnews.ru/forum/all_1/section_25_1/topic_96/

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Цитировать
Мой наставник говорит. что скорей бы у тебя кончились эти благодатные состояния и начался длительный переиод оставления благодати в сухости молитвы. Это испытание не из легких. Вряд ли тогда я буду делиться с форумчанами своим опытом. Возможно с целью подготовки к такому периоду и дается вера созрцательная, чтобы она укрепляла в трудное время испытаний сухостью и скорбями.
усё с Вами понятно... :-)
только это еще не вера созерцательная...а пьянящий коктейль из неофитской благодати и неочищенных страстей...улётная смесь...   :roll:
тревогу Вашего наставника можно понять... :-)
« Последнее редактирование: 06 Август 2012, 11:15:18 от Gabriel »

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля


А предвкушения молчания ума может быть дано всякому прилежно молящемуся и соблюдающему среду распростаранения света созерцания. Не достаточно иметь просветленное ведение после нескольких опытов молчания ума. Кроме безмолвия и молитвы и желания встречи с Господом нашим Иисусом Христом здесь и сейчас, необходимо деятельное совершение всех добродетелей в равной мере. Это сложно совершить, но память об иузмлении и неудержимая тяга к молчанию ума, делают невозможное возможным. Так мне видится почему благодать и несовершенным дает предвкушение будущих состояний ума.
Neovit,
Вы пишите о " желании встречи с Господом нашим Иисусом Христом здесь и сейчас". И для меня это самое заветное желание.
Но скажите, эта встреча то же будет "состоянием ума" ?
Да, однозначно.
Возникает вопрос : Я ищу "состояний ума" или Иисуса Христа распятого ?
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Oxygen

  • Сообщений: 2045
    • Просмотр профиля

[ Дух действует в духовном, но не в телесном и не в душевном. Есть над чем подумать.

Неовит, тоже не поняла, Вы говорите не о Преображении, а о замещении или уничтожении телесного и душевного? Разве душа, хотя бы, о теле не говорю, не оплодотворяется Духом?


Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Сейчас мне стало стыдно за принятый помысле превозношения. когда ответил Кнопке, что не читать отцов есть прелесть. Сам читал прп. Исаака   и раньше, и не раз, но только недавно после мистических опытов созерцания его слова стали простыми и ясными.
Кнопка. прошу прощения.
У Кнопки период оставления Богом а лучше сказать одержимость предварял так сказать молитву. Т.е сначала полное разрушение всей жизни - последовательное раскатывание в труху асфальтовым катком прямо на моих глазах, потом миг стояния на краю и наконец - настоящий призыв о помощи Божьей из самой глубины сердца, с полной отдачей всей жизни "в руки Его".
Освобождение, появление молитвы, новая жизнь. Но и новые правила и условия.

Да, Кнопка не читала св.отцов. Кнопку жизнь учила сразу и по морде. Так сказать, на практике.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля


Это – творческий подход Неовита, в попытке описания неописуемого – "глубокий сон", "черная дыра". Говорит об осознанном и неосознанном молчании, а мы тут говорили о состоянии с "наблюдателем" и "без наблюдателя".

....... А для меня это лишнее подтверждение тому, что глубинная, сущностная антропология у нас всех – одна и та же: наблюдатель, как последний бастион нашего"я". И отсутствие наблюдателя, которое суть "черная дыра".
Имхо.
Состояние "без наблюдателя" (отсутствие наблюдателя) не приведет к встрече. В этом состоянии происходит смещение наблюдателя, ("сдвиг точки сборки") Отсюда и изменение восприятия..
Смерть наблюдателя в Иисусе Христе распятом - вот путь спасения.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

прозелит

  • Сообщений: 6100
    • Просмотр профиля

Смерть наблюдателя в Иисусе Христе распятом - вот путь спасения.
Кому – смерть, кому – Преображение...

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Смерть наблюдателя в Иисусе Христе распятом - вот путь спасения.
Кому – смерть, кому – Преображение...
Кому смерть ? Наблюдателю.  Кому Преображение  ? Душе.
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля



Да, Кнопка не читала св.отцов. Кнопку жизнь учила сразу и по морде. Так сказать, на практике.

Кнопке респект  :-)
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля



Да, Кнопка не читала св.отцов. Кнопку жизнь учила сразу и по морде. Так сказать, на практике.

Кнопке респект  :-)
Это не Кнопка. Она только огребала и получала все что дают. Как бяки так и плюшки)
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля


Это не Кнопка. Она только огребала и получала все что дают. Как бяки так и плюшки)

Как говорят "дают-бери , бьют -беги !" 
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5