Восприятие человека устроено как калейдоскоп: на чем бы он не сфокусировался – он видит одни и теже повторящиеся узоры. Картинки макрокосмоса с галактиками и звездами повторяют узоры микрокосмоса с атомами и электронами. Или электротехника, с напряжениями и токами напоминает макроэкономику с денежными потоками и изменениями спроса и предложения. А узоры мести и прощения легче всего увидеть конечно же в теории автоматического управления
Есть такое понятие – устойчивость системы: её способность оставаться в состоянии равновесия при внешних возмущениях. Очевидно, что если система переходит в резонанс от любого чиха, то она никуда не годится – корабль не доплывет а самолет не долетит. И конечно же огромное достоинство системы – способность игнорировать внешние воздействия, так что устойчивость – это важнейшая характеристика.
Гнев и месть в техническом смысле – внутренняя активность системы, преводящая к неустойчивости. Желание мести – чтото вроде плохой вибрации с внутренним резонансом. А прощение – это игнорирование воздействия и возвращение к состоянию равновесия и выполнению своих функций.
Если принять эту аналогию, то следует несколько выводов, а именно: что устойчивость (желание мести) есть внутреннее свойство системы, а не результат внешнего воздействия. И второе: что внешние воздействия помогают анализировать внутренние процессы.
Взгляд исихаста направлен внутрь – поэтому для него эти выводы должны быть очевидны. Внешние силы - повод заглянуть во внутрь и понять, что приводит к "резонансу". А всепрощение – это высшая степень устойчивости системы, когда вся её внутренняя организация доведена до совершенства.