Евстафий, наверняка вы уже читали Тихона Шевкунова, но все же напомню вам отрывок из рассказа о Мелхиседеке:
"Он рассказал, что вдруг увидел себя посреди огромного зеленого поля. Он пошел по этому полю, не зная куда, пока дорогу ему не преградил огромный ров. Там, среди грязи и комьев земли, он увидел множество церковных кивотов, аналоев, окладов для икон. Здесь же были и исковерканные столы, сломанные стулья, какие-то шкафы. Приглядевшись, монах с ужасом узнал вещи, сделанные его собственными руками. В трепете он стоял над этими плодами своей монастырской жизни. И вдруг почувствовал, что рядом с ним кто-то есть. Он поднял глаза и увидел Матерь Божию. Она тоже с грустью смотрела на эти многолетние труды инока. Потом Она проговорила: — Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы. А ты принес лишь это… Видение исчезло. Умерший очнулся снова в монастыре.
После всего случившегося отец Мелхиседек полностью переменился. Главным делом его жизни стало то, о чем говорила ему Пресвятая Богородица, — покаяние и молитва. Плоды теперь уже духовных трудов не замедлили сказаться в его глубочайшем смирении, плаче о своих грехах, искренней любви ко всем, в полном самоотвержении и превышающих человеческие силы аскетических подвигах. А потом и в замеченной многими прозорливости и в деятельной молитвенной помощи людям".
А до этого отец Мелхиседек тоже думал, что делает что-то хорошее и угодное Богу.
В одной из бесед схиархмандрита Иоакима (Парр) в беседе с валаамской братией попросили сказать, какие основные уроки он извлек из периода его жизни на Афоне. Он сказал так: "Основная моя ошибка была в том, что я думал, что делаю что-то хорошее. А все остальные ошибки вытекали из этой".
Все заучили слова. что начало премудрости - страх Божий. Когда его теряешь и успокаиваешься, то начинаются блуждание в потемках и сомнения о себе и воле Бога. А премудрость страха не сомневается, но узнает и слышит голос Пастыря.
Все очень просто. Бог ждет от нас любви, а мы любим не Бога, а себя. Из любви к себе не можем оставить "самое-самое" для себя. Когда любишь. то стремишься не расставаться с любимым и проводить с ним как можно больше времени. Вот и посмотрите на себя - сколько времени вы проводите в угождение себе и сколько в молитве. В чем больше вы испытываете потребность? Кого вы больше любите себя или Бога? Может, для того и дается вам талант для испытания вашей любви, как отцу Софронию?
Что же касается лукавого помысла о том. что наши труды, рассказы, посты, советы могут быть кому-то полезны, то давайте вспомним прп. Исаака:
"И если тех, и в слове, и в лицезрении, и в помощи которых имел нужду целый мир, Бог почтил больше за их безмолвие, нежели за вспомоществование всему братству, лучше же сказать, всему человечеству, то кольми паче безмолвие нужно тому, кто не в состоянии хорошо охранять себя?"
И еще:
"если человек однажды отворит дверь каким-либо побуждениям, то диавол не престанет выставлять ему на вид некоторые из сих побуждений под многими предлогами, в частых и бесчисленных встречах (беседах) с людьми."
Евстафий, я не разделяю вашего восторга о развернувшейся дискуссии по этой теме. И дело не в текстах, а в том. что этот ваш восторг, как мне видится, имеет лукавое происхождение. Вы зацепились одним коготком и попали в сеть бесчисленных бесед с людьми, о которых предупреждает прп.Исаак. И тот факт, что это приводит вас в восторг говорит о том, что вы еще не в состоянии охранять себя от вражьих помыслов. Нужно трезвение непрестанной молитвы.
Дай Бог всем видение Мелхиседека о трудах наших!