1.Смiрение (десятиричное i) - это смiрение лишенное свободы, смiрение по принуждению. Состояние ветхозаветного человека, рожденного от земли, но еще не рожденного от воды.
2. Смирение (и- иже) - противопоставляется смiрению, как смирение человека, которому дается экзистенциальная, глубинная возможность уйти от мiра. Человек перестает быть мiролюбным (церковносл.) и мiролюбезным (церковнослав.) мiру.
Важно, что смирение достигается не в результате усиленной работы человека над собой, а предваряющей благодатью Духа Святого (Емеля на печи), которая открывает человеку Христа (смирение Христово) (Емеля слез с печи идет к проруби, к воде, его там ждет Щука).
Смирение достигается в результате раскрытия в человеке результатов рождения земли (ветхого Адама) от воды (Крещение). "Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир". (Ик.3.18). На церковнославянском: "Плод же правды в мирe сeется творящым мир". Мирная (уже не от мiра сего) душа творит мир Христов (взращивает в себе Христа).
Смирение - есть обязательное условие рождения Христа в душе человека, который вслед за Богородицей должен воскликнуть: "И возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы своея". А чаша крещения из которой выходит человек - это прообраз пречистой утробы Богородицы Девы. То есть происходит рождение Христа относительно конкретного человека, для которого начинается новая жизнь во Христе.
Однако и это смирение, еще не является полнотой смирения. Вспомним как апостолы быстро утеряли мир Христов, разбежавшись по Гефсиманскому саду, а апостол Петр трижды отрекся от Христа. Этот период вплоть до Пятидесятницы и можно определить, как период богооставленности. Душа скорбит по двум причинам: 1. Мы сами оставили Господа 2. Господь покидает нас (причина скорби), чтобы ниспослать верующим Святого Духа.
3. Смѵрение - подается, как огненый дар Святого Духа. Не дары, а дар Самого Духа, который делает человека причастником вечному почиванию Святого Духа в Сыне. Не путать с ипостасным соединением с человеком Святого Духа, чего не происходит.
Для того, что бы сообщить этот Дар, Христос повелевает ученикам не отлучаться из Иерусалима. Иерусалим - образ богооставленной души, которая должна прибывать в смирении Христа, чтобы получить смѵрение Духа во Христе, которое через Христа после личной Пятидесятницы подается и усваивается человеком..