Человек - один из видов, отличительной чертой которого является разумность: "человек - животное смертное, разумное"...
Если кто-то называет человека хоть и разумным, но все же, животным, значит, разумная природа сама по себе не делает человека человеком. Она делает человека всего лишь разумным высокоразвитым животным. Поэтому у человека, как одного из вида животного царства, даже и очень разумного, все равно есть свой предел развития - смерть. Дальше можно только качественно изменить свою жизнь, познавая свою умную (бессмертную) природу.
Антоний Великий говорит не о разумности, а об умности.
«Качествующая в нас умность» – это осознание нашей умной природы. Если есть такое осознание (качествующая умность), то и наша разумность (словесность и способность мыслить) наиболее полно раскрывает человеческую личность как образ Божий. Без такого осознания мы не сильно-то отличаемся от животных, т.к. живем, если осознаем в себе только разумную часть души, в основном все еще животной (разумной), а не умной природой.
Если вы от себя утверждаете, то у меня это не вызывает никакого отторжения. Термин "осознание" в большом почете на форуме, и, наверно, это в этом качестве есть большая ценность.
Хочу только добавить, что животная природа по отцам - это не природа животных, а живая природа в целом. Я поначалу воспринимала термин "животное" так же как и вы, но в ходе какого-то общего обсуждения выяснилось, что "животное" в греческом означает иное, чем в русском. Животное - живое, то, что обладает жизнью. Меня, помню, сразила святоотеческая цитата, где ангелы тоже отнесены к животным.
А тех, кого подразумеваем под этим словом мы, отцы относили к "чувственным", к "бессловесными". Вот и в цитате Антония Великого, которую вы привели, зафиксировано это отличие в качестве словесности: "мы
разнимся от бессловесных одним расположением членов и
даром слова". То есть, эта разница (наличие/отсутствие дара слова) всегда есть.
Насчет смертности. Смертность - это качество естества всей чувственной природы. Чувственное естество сложное, составленное из двух природ (души и тела), поэтому всегда, в принципе, возможно состояние расторжения их, то есть смерть. В человеке это качество было изначально, но лишь как потенция. Так же как изначально, как потенция, было качество бессмертия. Разумная природа сама по себе (вне тела) бессмертна.
Адам сотворен смертно-бессмертным. В его природе укоренено два принципа: по телу - смертность, по разуму - бессмертие. Это предполагает возможность различного тропоса природной реализации. Каким тропосом пошел, (с опорой ли на чувственное, или на разумное), такой удел и получил.
В человеческой природе заложена потенция превосхождения естества - возможность экстасиса, "восхИщенности" в более высокий план бытия (божественный). И эта же природа может падением скатиться в нижеестественное состояние (до уровня бессловесных). Если человек не делает усилий восхождения, он падает. Перспектива бессмертия была реальна до грехопадения, пока адам жил по заповеди и был через это приобщен божественной жизни. Т.е. бессмертие - это благодатное состояние, его источник не столько внутренний, сколько внешний.