...на каждого, действует как бы свой алгоритм и правило (закон) соответствующий нашей осознанности. Нет универсального закона, Его просто нет! Посему и то что дал Моисей, и то что дал Христос, во многом разнится. Никодим сейчас находится в своей зоне взаимоотношения с законом, видит примеры, и они вполне могут соответствовать всем находящимся в его же положении. А другие находятся в ином, третьи вообще вне закона.
Тут, насколько понимаю, значим момент осознанного целенаправленного залезания в скрытые закономерности. Это ведь не зря скрыто. Знание конктретных путей реализации промысла неполезно, а, возможно, и вообще вредно. Вот этот имеющийся настрой "подглядеть" и нужно менять. Полезно знать общий смысл: от родителей (изначальное звено тут - прародители) нам передается некий природный багаж, это наследство повреждено, больно и дано для исправления и возделывания.
Вы же считаете, что одно "законодательство" сменяет другое каким-то общим порядком, независимо от личных усилий всматривающегося. Но ведь если ты, находясь в своем жестоком законодательстве, слышишь весть от многочисленного окружения о другом, милосердном - что мешает тебе ориентироваться на эту благую весть? Что мешает сделать усилие сонастройки с услышанным новым свидетельством?
Никодим сейчас находится в своей зоне взаимоотношения с законом, видит примеры, и они вполне могут соответствовать всем находящимся в его же положении.
Могут соответствовать, а могут и
не соответствовать. Нигде в традиции не говорится, что для дела исправления нужно знать конкретные "нити промысла". Залезание туда - это личная инициатива "делателя". Тут очень многое зависит, куда именно ты взглядываешься, и чего ищешь.
Когда открывается некое "слышание", мы подчас начинаем слышать иногда ужасные вещи, но нам дается и подсказка и три дня пути для правильного понимания и указывается гора, на которую нужно взойти. Да еще и задолго перед этим в общем и целом наказывается "выйти из земли, рода, и дома отца твоего" (то есть, задается общий вектор движения).
Так куда нужно глядеть? Назад, вниз, или иначе?
Если бы Авраам ориентировался на "заднее" и не слушал голос, предлагающий идти вперед и вверх, то Исаак был бы натурально зарезан. Голос "отцов-язычников" нашептывал ему идею кровавого человеческого жертвоприношения, а голос Отца вел к очищению и пониманию правильного смысла услышанного.