В сети в одном из постов обратили внимание на определенное сходство между Мф. 18:19-20, с одной стороны,
и логией Евангелия от Фомы, а также с логией из т.н. оксиринхского папируса, но не поняли, о чем говорит Фома.
Приведу исходные тексты из трех источников.
(Мф.18:19-20)
Еще говорю вам: если двое из вас согласятся на земле просить о чем-либо, будет им от Отца Моего, Который на небесах.
Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
от Фомы (30):
Сказал Иисус: Где три бога, там боги; где два или один, – Я пребываю с Ним.
Оксиринхский папирус:
Говорит Иисус: Там, где двое, они не без Бога, а там, где один, говорю: Я с ним.
Насчет Матфея более-менее понятно, в контексте предыдущих слов Иисуса (Мф.18:15-17),
“двое или трое” – это явно про собрание церковное, экклесию.
А что сказано у Фомы, о чем это вообще? Вроде бы, неясно. Некоторые исследователи полагают, что текст поврежден.
Но нет, не текст поврежден, а люди ключ разумения от него потеряли. Обычное дело.
Из комментариев к этой логии ев. Фомы, от одного из лучших переводчиков апокрифов на Западе,
исследователя и практика-исихаста Жана-Ива Лелупа:
Египетские монахи отшельники иначе понимали учение (чем Мф). Для них, “двое или трое” означало тело, душу (или сердце) и дух. Когда эти три уровня нашего существования, каждый со своим собственным режимом сознания, все присутствуют вместе, в единстве, тогда Христос воистину присутствует.
Это, фактически, один из лейтмотивов исихастской системы молитвы. Посредством губокого дыхания и призывания Имени, различные компоненты человеческой бытийности сводятся вместе воедино, так что свет Духа может снизойти в нас (на нас) и преобразить наше существо.
Таким образом, в Евангелии от Фомы речь идет сначала о разобщенных теле-душе-духе. Если они разобщены, там есть разделение, тогда там “боги”.
И далее сказано о собранных воедино двух – “душе-духе” или когда все собрано – в один “дух”. С этим собранным воедино и пребывает Иисус…
Вообще, универсальный ключ к Фоме – то, что у него, как может показаться, говорится якобы о внешнем, то на самом деле у Фомы относится ко внутреннему, к сокровенным внутренним процессам. О внешнем - это к Матфею.
И в оксиринхском папирусе тоже сказано о внутреннем: где "душа-дух" воссоединены, там "они не без бога".
А где “только один”, где воссоединен человек в одно, единое – “там Я с ним”.