Не вижу искажений и поломок в 11 логии. Сейчас дошло то, что понимал когда-то, но ныне похоронил под множеством умозаключений.
Евангелие от Фомы - практически единственное из известных евангелий, прямо и последовательно возглашающих недвойственное, если не считать маргинальных гностических текстов Наг-Хаммади. Канонические же все двойственны (у Иоанна возможно увидеть недвойственное учение, но оно вправлено в жесткий дуализм, а в синоптических - нечего и говорить, лишь редкие искры сохранились). Таким образом, из явно христианских евангелий, один Фома дает недвойственное учение Христа. Возможно, это и есть учение Христа Воскресшего, учившего до Вознесения, настолько оно разительно отличается от прочих евангелий (кроме, разве что, Филиппа, Марии Магдалины и Иоанна).
Поэтому, моей ошибкой было рассматривать понятие "двое" у Фомы как конкретную пару. Речь идет о двойственности вообще.
Посмотрим логии:
вот из логии 22:
"Когда вы сделаете двоих одним и когда вы сделаете внутреннее подобным внешнему и внешнее подобным внутреннему, и верхнее подобным нижнему, и так, чтобы вы сделали мужа с женой одним единым, чтобы муж не был мужем, и жена не была женой, когда вы сделаете <глаз> вместо их глаз, и руку вместо их рук, и ногу вместо их ног, образ вместо их образов, тогда вы войдёте в царство."
Здесь "сделать двоих одним" отнюдь не значит - два конкретных состава или две конкретные части сделайте одним, но означает во что: когда "сделаете" недвойственность. а дальше перечисляется весьма подробно, ЧТО будете воспринимать, пребывая во внедвойственном состоянии. Нет в недвойственном восприятии разделения меж внутренним и внешним, верхним-нижним, мужским и женским. "Руки, ноги, глаза" и сам "образ" человека становятся совершенно иным, принципиально иным в недвойственности.
106. Сказал Иисус: Когда вы сделаете двоих одним, вы станете сынами Человека.
Да, именно в недвойственности вы станете. Теперь, что касается настойчивого "сделаете". Есть два пути недвойственности - один условно назову
постепенным, и другой весьма отличный от первого, назову его
прямым или непостепенным.
Постепенный - путь, на котором есть делатель, актор, действующее лицо. Конечно, это наше собственное обособленное "моё я", которое принимает роль ищущего, роль делателя. В процессе поиска и обретения и облечения это отдельное "моё я" само-умаляется, пока не само-умалится до недвойственности, в которой всякая обособленность, всякое цепляние и обусловленность невозможны и прекращаются.Таким мне видится путь в Фоме, начиная с первой логии ("нашедший истолкование этих слов не вкусит смерти") и со второй "Пусть ищущий не перестаёт искать, пока не найдёт"- удивится-возмутится-воцарится. Как "моё я" может воцарится? Ведь
"Блажен, кто был до того, как появился" , логия 19, - это об истинном "Я", которое не имеет доли с двойственностью, с обособленностью и с обусловленностью и с эгоцентрическим цеплянием "моего я". В логии 49 Иисус говорит:
"Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдёте царство, ибо вы из него и вновь вернётесь в него." "Ищущий" и "делатель" - эти и другие "духовные" роли "моего я" кончаются по возвращении в Истинное "Я", в Того Кто Был до того как появился, иначе говоря, в
«Я есть Тот, Кто Я есть» (Эхье ашер эхье) .
И вновь обращусь к последней строке логии 11
"Однажды, когда вы были одним, вас стало двое. Когда вы станете двоими, что вы сделаете?"
Строка не сломана. Все мы были (в нынешней жизни) одним-недвойственным, но однажды стали двойственными, утратив целостность пребывания одним-единым-недвойственным. "Когда вы станете двоими" значит вот что: вы, наконец, полностью и всецело осознаете свою двойственную разделенность и омраченность, свою клетку и свои узы ограниченности и обусловленности мышлением и существованием внутри двойственной парадигмы мiра сего, выстроенной умом из мнимых пар противоположностей.
Без этого трезвого и беспристрастного осознания, как возможно воспринять в себе, что мы, оказывается, "стали двое"?
Что же вы сделаете, осознав эту свою нынешнюю двойственность, всей крепостью, - спрашивает Христос.
Вернемся, мы вновь вернемся в Царство, "сделав двоих одним".