Появилось желание продолжить рассмотрение и обсуждение Евангелия от Фомы. Тема долго и продуктивно держалась, думаю, что стоит к ней вернуться. Данный топик в отличии от многих (так как в нем есть острова логий Фомы, на которых удерживается внимание) не тонет в отвлеченных темах, позволяя держаться не плаву согласно заданности темы.
Продолжу со следующей по порядку логии, которую мы еще не обсуждали.
(14)
Иисус сказал им: Если вы поститесь (νηστεύω), вы родите себе грех,
и, если вы молитесь, вы будете осуждены (κατακρίνω), и, если вы даете милостыню (ἐλεημοσύνη), вы причините зло (κακόν) своему духу
(πνεῦμα) И если вас (дружески) принимают (παραδέχομαι), когда вы
приходите в какой-либо край и когда вы путешествуете по странам
(χώρα), ешьте то, что положат перед вами. Больных среди них лечите
(θεραπεύω). Ибо (γάρ) то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас,
но (ἀλλά) то, что сходит с ваших уст, — оно осквернит вас.
Данная логия разделена на 2 смысловые части, где в первой части Иисус говорит о трех китах, на которых основана деятельность ветхозаветного религиозного человека: пост - молитва - милостыня, при этом Иисус не отрицает необходимости данной триады, но отрицательно относится к фарисейскому подходу к ней, на что и указывает ученикам.
Иисус сказал им: Если вы поститесь (νηστεύω), вы родите себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены (κατακρίνω), и, если вы даете милостыню (ἐλεημοσύνη), вы причините зло (κακόν) своему духу
Вторая часть раскрывает, в чем истинная суть поста - молитвы - милостыни в их новозаветном значении.
И если вас (дружески) принимают (παραδέχομαι), когда вы
приходите в какой-либо край и когда вы путешествуете по странам
(χώρα), ешьте то, что положат перед вами. Больных среди них лечите
(θεραπεύω). Ибо (γάρ) то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас,
но (ἀλλά) то, что сходит с ваших уст, — оно осквернит вас.
Для Христа триада - пост - молитва - милостыня - это единое целое, некая лествица, возводящая к небу... чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф 6:18).
О посте.
В первой части логии Фомы говорится об антиподе такого поста (фраза Иисуса приведена выше) : Если вы (так) поститесь (νηστεύω) являя это перед всеми, то вы родите себе грех.
Дружески, поданный хлеб (замешанный на молоке) добрая пища и если ты отказавшись от него сославшись на пост, достанешь постную лепешку из кармана, то такой пост родит в тебе грех.
О том. что это так, свидетельствует вторая часть логии, в которой говорится о посте: И если вас (дружески) принимают (παραδέχομαι), когда вы приходите в какой-либо край и когда вы путешествуете по странам(χώρα), ешьте то, что положат перед вами
О молитве.
И, если вы молитесь, вы будете осуждены... Сложная мысль. Ибо как молитва может быть в осуждение? Но тут важен момент, что слова о молитве, как и о посте это единое целое. Молитва постящегося (как и молящегося) не тайно, а явно разоблачается в своей неискренности во второй части логии словами Христа: Ибо (γάρ) то, что войдет в ваши уста, не осквернит вас,но (ἀλλά) то, что сходит с ваших уст, — оно осквернит вас.
О милостыне.
И, если вы даете милостыню (ἐλεημοσύνη), вы причините зло (κακόν) своему духу...
Под милостыней в данной, первой части логии подразумевается некое материальное даяние просящим или нуждающимся, что само по себе не может являться злом, но это не касается контекста 14 логии Фомы. Поэтому во второй части этой логии под истинной милостыней понимается некий невещественный дар,который способен изменить самого человека, которому он даруется. Дар свыше, о котором в логии говорится словами:
Больных среди них лечите
То есть если следовать логике всей логии то тут говорится о милостыне, как о милости ко всем тем, среди кого ты находишься и кто принял тебя, будь то мытарь, грешник или фарисей.
И так:
Ты странствуешь. Тебя принимают в странствии. Дружески разделяют с тобой трапезу (которая выше поста), и, если молитва восходит к тем высотам, где все становятся причастниками не столько тайной, сколько таинственной вечери (которая выше и поста и трапезы), то и высшая милость, как благодать снисходит на всех.