Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа - дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен;
бл. Феофилакт Болгарский.
"Не все йогурты одинаково полезны." (с)
Будьте внимательны к словам св. отцов.
Далеко не все их слова от Истины, что вполне понятно и не слишком высоким умам, то есть практически каждому.
Зато если таких слов ими понаписано много, то, используя их, ну, очень и очень легко манипулировать людьми, буквально сначала доказывая одно, а вскоре, уже словами тех же самых св. отцов доказывая совсем иное.
Будьте внимательны и к самим св. отцов.
Церковь вполне манипулировала и манипулирует всегда и везде и самим фактом перечисления к лику святых тех, у которых есть нужные слова и популярность в народе, ну, или тупо из чисто конъюнктурных околополитических чисто мирских соображений.
Примеры?
Их есть у меня.
Св. Иоанн Златоуст, названный величайшим святым, поносил другого святого, также названного величайшим, Кирилла Александрийского и его семейство, тоже состоящее из святых, "фараонами", и крайне в не пристойных выражениях поносил женщину, императрицу между прочим, хотя "со свечкой ведь не стоял".
Св. Кирилл Александрийский тоже не оставался в долгу и интриговал против св. Иоанна Златоуста совершенно без тормозов, и, наконец, после поношения св. Иоанном императрицы добился его изгнания. При этом всем известна его коронная фраза про св. Иоанна «Если Иоанн в епископстве, почему Иуда не с апостолами. И если есть место для Иуды, то где Матфей». Св. Кирилл прославился и инициатором поголовного истребления огромного числа монастырей, где всего лишь посмели не уничтожить запрещённые им древнейшие писания, с опровергавшими его догматику словами, и тех кто не признавал его догматику. За слова, собственное мнение и писанные тексты тупо вырезали тысячи и тысячи монахов.
Нормальный святой?
Ага?
А за что св. Кирилл сцепился со Златоустом?
Да, за многое.
Например, и за то, что именно св. Кирилл Александрийский возвел деву Марию в ранг Богородицы и был резким оппонентом несторианства, а св. Иоанн Златоуст как раз был из одной компании с Несторием и был учеником Фёдора Мопсуестийского, а оба, как известно, названы Вселенскими Соборами еретиками.
И хотя о прямом несторианстве св. Иоанна до нас ничего не дошло (а может всё хорошо подчистили), но вот дошло нечто такое, что для меня поставило полный жирный крест на малейшем интересе к словам великого св. отца Иоанна Златоуста.
Этот святой прямо явно и недвусмысленно считал Богородицу "страдающей тщеславием".
Это всё сохранилось, всё опубликовано, всем известно, ну, всем, кому интересна ИСТИНА, известно.
Нормальный святой?
Ага?
И что?
Я буду читать его с интересом теперь?
Нет.
Не буду.
И его литургия для меня просто скучна теперь.
Бывал на других литургиях, их меньше бывает, но они круче, всё на них совсем иначе ощущается.
Поймите, тысячи святых и их миллионы слов для меня ничто перед СЛОВОМ Творца-Создателя-Родителя, СЛОВОМ Иисуса, перед Богородицей.
И, да, св. Кирилл Александрийский вполне себе имеет уклон в монофизитство, моноэнергетизм и монофелитство, и, кстати, есть любимейший святой еретиков монофизитов из той же ААЦ, которые, разумеется считают только себя "самыми православнейшими из православных".
И как отношусь к ним, к упомянутым мною св. отцам?
Нормально, как и положено отношусь.
Почитаю их, как положено, святыми признаю, конечно. А как же.
Но их слова, разумеется, теперь на веру никак не принимаю.
Просто живу сам своим умом, слушая Слово Сеятеля в сердце, как и учил Иисус.
Не иметь учителей из людей - золотое правило, данное Иисусом, его и придерживаюсь.
Исповедь - нормально, очистишь душу и даже может быть и покаешься (переменишь свой ум), полегчает, подскажут, помогут, грех от имени Самого Бога отпустят. Нормально.
Духовник - вообще отлично. Скажет, что видно со стороны, а тебе самому не фига не видно. Это, как ушат холодной воды. Вразумляет не по детски. Годная вещь.
А учителя?
Ну, уж нет.
Тут только строго, как сказал Иисус, -
никаких учителей из людей.
Просто ментальная гигиена.
Ну, если сам у кого-то что-то подсмотрел, что-то прочитал, и как-то это тебя изменило В НУЖНУЮ СТОРОНУ - то и молодец.
Но на этом всё про великих учителей Церкви, но не всё в ответе к Вам.
Мда.
"Не все йогурты одинаково полезны." (с)
И на тему: "бл. Феофилакт Болгарский" - несколько фраз.
Не знаю такого святого.
Нет такого святого и блаженного такого тоже нет.
Нет ни одного свидетельства прославления этого человека "по канону" какой-либо поместной церковью.
Никакой этот человек не святой и не блаженный.
Это чисто пиар-симулякр, а не святой человек.
Жил такой архиепископ греческий в Болгарии в самом начале второго тысячелетия.
И очень и очень страдал этот человек, грек-архиепископ, оторванный от "просвещённого Царьграда" и отправленный в "грязную, варварскую и дикую славянскую Болгарию". Кучи писем и жалоб он об этом написал, и они, к счастью, сохранились.
Жутко ненавидел этот человек болгар и всех славян вообще и к пастве своей относился с брезгливостью и презрением.
Потом он написал массу комментариев-толкований Писания и прочего, ясно же, что написал от скуки и тоски по "блестящему Царьграду".
И вот недавно оказалось, что нынешнему церковному начальству эти вирши пришлись в тему, и его стали пиарить, совсем недавно правда, кстати, стали пиарить.
И что, я буду с упоением читать эти вирши этого сноба и лютого славянофоба, радостно внимая им?
Неа.
Не буду.
Что человек с неочищенным сердцем может написать интересного?
Да, ничего он написать и не может.
Все его вирши - поверхностная галиматья неочищенного сердца и есть.
Меня натурально просто тошнит теперь от любых заумных суждений за подписью этого человека.
Был понятен?
Учитесь жить своим умом, постоянно меняя его в сторону очищения для лучшего восприятия Слова Сеятеля, чему и учил Иисус, ведь Сеятель Творец всего сущего и есть.
Это единственно верный путь.
Потом сами всё поймёте.
Помните: Иисус плохому не научит - так что никаких учителей из людей!