Игорь Спасский,
В процессе молитвенной практики усиливается эмпатия или считывание-сопереживание состояний других людей. Это распространяется и на заболевания других. <...>Возможны усиления болезненных состояний при направленной молитве о других. При различных консультациях, беседе, совместной еде, аудиторной работе. Как с этим работать? Какие существуют меры безопасности?
Меня давно интересовал практический вопрос - как молиться за других, чтобы молитва была действенной и чтобы не влепило эмпатическую "отдачу", которую, как и многим участники обсуждения, доводилось получать не слабо и не раз. Потом узнал, что т.н. "ношение тягот" - далеко не единственный действенный подход в христианстве.
Некоторое время испытывал подход Джоэля Голдсмита, христианского западного мистика-целителя. Если очень коротко, самая суть целительной молитвы "за других" по Голдсмиту такова: полностью абстрагируясь и от страждущего, и от его проблемы, и от любого образа этого человека, нужно из самого своего средоточия, из сокровенной своей сущности в Боге - взывать к Богу с таким намерением:
Ты - Одна Слава, Одна Слава, Власть и Могущество, и нет иной кроме Тебя. Цели как Ты целишь, действуй как Ты действуешь, являй как Ты Себя являешь. Ты Один знаешь, каково должно быть действие и что во благо в этом случае, не я. Голдсмит был молитвеником, известным христианским целителем, так что по его молитве годами целились многие пациенты, и при нем, и на других континентах. И метод прекрасен. Но...что-то видно, не договорено, какие-то детали упущены,не нашел, и ни у меня, ни у моих друзей он не сработал. Зачем тогда я его привел, да чтобы показать, что "направленная молитва о других" может быть совершенно иной. О разрешении проблемы (болезни) других, но БЕЗ этих других, только ты и Бог.
А если взглянуть шире, есть принципиально иные подходы к направленной молитве в других, весьма далеких от христианства традициях, которые на поверку оказываются самыми что ни на есть христианскими и аскетическими. Например, хотел бы поделиться. Есть традиционный древний гавайский метод, который был гавайцами же пересмотрен несколько десятилетий тому назад. Это вполне работающий метод. И что для меня оказалось немаловажно, так это то, что его основополагающие принципы удивительно согласуются с сущностным пониманием христианства:
#Ты в ответе
абсолютно за всё, что неправильное происходит в твоем восприятии. Ты, а не кто-то другой, берешь на себя личную ответственность пред Богом за возникшее неправильное, зло, вред, сбой
#Возможно исправить неправильность с твоей стороны восприятия, в тебе самом, и только это исправление тебе и доступно в молитве.
#Ты ни в коем случае не идешь в молитве направленно с помощью ни к другому человеку, ни к ситуации, но это подлежит исправлению в самом тебе, с твоей стороны, а не со стороны другого. Для этого молишься так (своими словами):
- признаешь, что в тебе возникла эта неправильность как "вредоносная программа", сбой твоего восприятия, вредоносный баг
- сожалеешь и раскаиваешься пред Богом в этой ошибке
- просишь исцелить, исправить эту ошибку В ТЕБЕ (я поменял здесь на "Господи, помилуй", как привычно)
- выражаешь любовь и благодарность
Это обращение
наиболее действенно, когда ты обращаешься (взываешь) из "
точки ноль", как ее назвал автор метода. То есть, из безмолвного предстояния.
Исправление в тебе производит (пусть не сразу и не тотчас, и подчас с большой инерцией) исправление "на другом конце", в человеке или ситуации.
Это действенный метод, и он не на ментальном, но на очень глубоком, глубинном уровне позволяет прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего сущего, на своей шкуре. И прочувствовать многое другое, о чем здесь офф. И в такой молитве нет эмпатической "отдачи", ведь работа над исправлением (в которую мы здесь вступаем) происходит в нас самих, а именно правится Богом наш сбой восприятия, устраняется "вредоносная программа". И такая молитвенная работа возможна не только во время "направленной" молитвы, но "при различных консультациях, беседе, совместной еде, аудиторной работе" и тд и тп, в любой момент жизни, когда мы бдительно засекли и взяли на себя ответственноть, что в нашем восприятии появилась неправильность, сбой, ошибка, баг, требующий исправления.
При этом, еще раз, мы не отправляемся ни мысленно, ни эмпатически, ни как-то иначе к другим, на их сторону, и не влезаем в них, никоим образом. Если же это делает Бог, то в тайне от нас...