Исихазм

Автор Тема: Субличности и разотождествление с ними в практике УД  (Прочитано 10404 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Проработка Духом различных слоев ума - многолетний процесс. Представляется, что полезным на этом пути может быть привлечение опытных знаний о субличностях. Считаю, что это может способствовать их опознанию и разотождествлению с ними, а затем одухотворению в молитвенном предствоянии.

В результате знакомства с практиками холотропного дыхания по С.Грофу, водного ребефинга по И.Чирковскому (автор обучал лично), процессной  терапии А. Миндела, сказкотерапии,  метода расстановок,  трансформационных игр и функциональной интеграции тела по М. Фельденкрайзу появилось некоторое осознание присутствия субличностей в пространстве ума.

Субличности можно представить как некоторые протоколы-алгоритмы поведения. Работы по ним в сети можно посмотреть по запросу "психология субличностей".

Начну с метафоры. Представим небо ума, как некоторое обширное пространство. И движение по нему облаков: мыслей, эмоций, образуя страстные сцепки субличностей типа: "я муж", "я сотрудник", "я исихаст", "я друг" и т.д. При этом внимание распределяется в объеме пространства неба ума не залочиваясь на тех или иных "облаках". Эти облака по сути как скафандры, используемые для жизни в материальном мире. Они размечают видение реальности, создают условия общения, действий в матрице мира. 

Бывают ситуации, когда небо ума схлопывается-слипается в определенную субличность-состояние-помысел-энергию. При этом теряется игровой элемент танца духа и начинается "протокольное" поведение. Например, "я водитель" в одной из "игровых песочниц" нашего мира подменяется полным включением в сущность водителя и обусловленность ей. Те или или иные субличности могут включатся "в работу" в резульиате действия различных условий или слов триггеров.

Признаки сильного захвата неба ума той или иной субличностью - отождествление себя с мыслью (в отличии от распознавания ее контента), сильный тонус тела, низкий эмоциональный тон (аппатия, грусть, раздражение и т.д.), заглушение голоса сокровенного сердца, потеря трезвения, ментализация и т.д.

Опознав захват можно выйти из него обратно в пространство "неба ума". Перепрожив тот или иной опыт можно "стереть" страстную сцепку субличности, что используется в психотерапии.

В плане преображения Духом тех или иных энергий, смысловых сцепок это может выглядеть как осознанное схождение в пространство той или иной субличности или один из слоев ума и ожмвотворяющее действие в нем благодати. При этом важна определенная степень разотождесталения с этими пространствами, видение прохода обратно - к небу ума (Держать ум во аде и не отчаиваться).

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Общее в процессе тех или иных форм терапии является раскрытие тех или иных субличностей и связанных с ними "зарядов". "Заряды" представляют собой энергию-смысловые сцепки или сущности-субличности по типу того же живчика.

При их опознании нечто распремляется в телефоне, высвобождается связанная энергия, ум трезвеет, происходит некое расширение по типу вдоха полной грудью на свежем воздухе.

Также можно различить ту или иную эмоцию по ее тональности, в соответствии со "шкалой эмоций" и, тем самым опознать захваченность-отождествление-прелесть-сцепку. Например, опознание аппатии, страха, злости, горя и, затем, их как-бы усиление-подсвечивание направлением внимания позволяют рассмотреть субличность с которой имеется слипание. Как правило таких слипаний-отождествлений множество. Но чем большее число удается обнаружить, тем шире распахивается пространство неба ума.

И, затем, можно держать ум во аде и не отчаиваться. Не отчаиваться по тому, что есть проход в небо ума. Хотя бывают и случаи полной осознанной гефсимании. Предельного погружения. Там, где меркнет свет, теряется память о небе ума. Движение там осуществляется некоей тончайшей силой духовной интенции-намерения. Всплывание в небо ума происходит для краковременного отдыха и восстановления. Похоже на короткий вдох ныряльщика.

По сути основой или "хардом" существования субличностей являются те или иные слои-этажи ума. Опознавая субличность можно пойти дальше и опознать слой ума в пространстве которого она существует.

Итак, этапы: 1. Обнаружение субличности, сужения-заключения, превращения неба ума в те или иные формы; 2. Разотождествление-выход, возврат в небо ума; 3. Осознанные спуск с целью привлечения благодатного священнодейства, совмещая это перепросмотром, перепроживанием;
« Последнее редактирование: 08 Август 2022, 16:30:12 от Игорь Спасский »

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Субличности - это я или не-я? Если это "протоколы поведения", то чьи?..

Понятие субличности принадлежит к одной из моделей психики. Думаю, чем модель абстрактнее, тем полезнее для делателя, поскольку "абстрактное" есть путь (инструмент и область) освобождения (очищения) ума. В отличие от "конкретного", с которым проще сцепиться и залипнуть.

Растождествление - важный базовый прием, с его помощью рождается Наблюдатель. Но ведь и Наблюдатель не цель. Наблюдатель - часто это тот, кто осознает. Скользкий момент осознания - это своеобразное расщепление на того, кто действует (испытывает, ощущает и тп) и того, кто осознает. Если человек имеет более-менее внятный опыт света, он может угодить в ловушку своего светового существа и перестать видеть себя как "ад" - не внешний, а свой внутренний адок, зверинец. И по итогу, столкнуться с тем, что так хорошо описал недавно прозелит.

Можно понять лимбическое в себе как костюм, можно - как часть себя. Если первое, то растождествление отлично работает. Если второе, то для достижения целостности растождествления недостаточно.
В принципе, вопрос в том, готов ли оказаться лузером в обожении при жизни или нет. Для нашего поколения, подозреваю, есть просто выбор моделей и способов работы при гипотетически одинаковом результате (с той или иной долей продвижения).
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Vacheslav

  • Сообщений: 879
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Лимбическое должно быть преображено сокровенным внутренним человеком, подчинено этому внутреннему человеку, добровольно, смещая приоритет в пользу внутреннего - внутреннее растет, а лимбическое исправляется те растождествление как элемент вручения всего себя Богу на добровольную постепенную переплавку. И во многом это наше намерение, но не нашими силами преображение. Субличности - это и наши враги и друзья одновременно. те без них нам было бы сложнее осознаваться как личность. Растождествляясь с субличностями мы становимся свободны в выборе действий и в самом выборе: последовать Богу или же последовать самости, но при выборе последнего - субличности вновь берут мертвой хваткой. Хотя все индивидуально и наши усилия лишь ориентиры - куда мы движемся и с Кем/кем? если Ему нужно - мы в момент можем обнулиться от всех субличностей. А иногда отождествление, как процесс проработки - ты не наблюдатель, но тебе дается возможность оставаться ВЕРНЫМ несмотря на отождествление, хотя в этом должна присутствовать хоть доля осознанности, во всяком случае в точке до вхождения в отождествление с субличностью (добровольное).
Горé имеем сердца !

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Субличности, по наблюдениям, это "не-я". Они являются протоколами поведения тела в различных его гранях. Субличности формируют определенные штампы-паттерны действия либо бездействия тела, обрабатывают реакции и т.д.

Да, наблюдатель не цель. И свой личный адок можно потерять из вида. Вижу лимбическое как скафандр, в котором дух играет, действует в этом мире.

Можно ли считать целью опыта, получаемый духом на земле? Или преображение? Или все вместе, плюс глубокое милосердие? С этими вопросами надо походить загрузившись. Ментальный ответ их не прояснит.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Не продуктивно свои обычные грехи-ошибки, проистекающие из своих неочищенных бесовских страстей, определять, как продукты действия неких субличностей. Слишком жирно это для бесовских страстей.
И ещё это попахивает самооправданием в стиле "не я такой, просто жизнь такая".
Никакого уничтожения в себе мифических субличностей, просто чистка авгиевых конюшен собственных личных родных бесовских страстей и продуцируемых ими помыслов.
Ум очищай, очищенный ум заполняй познанными тобой логосами, которые суть энергии-действия замыслов Бога, делай эти логосы своим естеством ума в неизгладимой ясности их принятия, и бесовские страсти растают, как дым, и никакие продуцируемые ими помыслы тебя уже не побеспокоят никогда, ибо в твоём уме они просто не смогут зародится от слова совсем.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Акафёдор

  • Сообщений: 177
    • Просмотр профиля

О субличностях, а также о психосинтезе и прочем слышал может и около 100 500 раз. А разных лозунгов, разной степени бодрости, может и того больше: от "водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров" и до "за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте".

Но с хода не припоминаю, когда слышал от современников, и слышал ли, чтобы кто сказал-про-себя-рассказал: "вот, была у меня такая-то личностная проблема, недостаток и плохонькое; так я принялся делать то-то (ну в синергии, то да сё), и этой проблемы больше нет". В словах "принялся делать то-то" недостатка не наблюдается, а вот чтобы "и этой проблемы больше нет" - уже редко.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Сергею. Страсть имеет как логосное-смысловое, так и энергийное измерение. Страсть модулирует ум, одевает на него определенные "фильтры", подмешивает муть и т.д. Действие страсти также одновременно и логосное и энергийное.  И разотождествление очень важный этап и с логосом, и с энергией. И это не попытка избежать ответственности. Это начало очищения. Распознать страсть и от нее отлепиться, еще не означает ее изжить. Это увидеть ее действие в пространстве ума и сам ум как пространство большее страсти. p.s. Субличность - вполне нормальный современный термин, применяющийся в психотерапии. Устоявшийся, многократно описанный. Вполне вписывающийся в святоотеческое понимание страстей и их действия на человека.

Акафёдору. В первое время, когда прилетали ракеты и все вокруг ходило ходуном, - я весь обращался в страх. Тело парализовывало, трясло, ум сужался до страха и слипания с помыслом "это конец мне и близким". Разотождествление с этим дало возможность видеть действие страха в пространстве ума при следующих прилетах. Но видеть как всполохи в небе ума, а не как сам ум полностью. Тело перестало парализовывать. Появляется возможность действовать более эффективно, поддерживать близких, хранить мир внутри и во вне. От этого ответственность за свои действия никуда не делась. Аналогичных примеров хватает.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Сергею. Страсть имеет как логосное-смысловое, так и энергийное измерение. Страсть модулирует ум, одевает на него определенные "фильтры", подмешивает муть и т.д. Действие страсти также одновременно и логосное и энергийное.  И разотождествление очень важный этап и с логосом, и с энергией. И это не попытка избежать ответственности. Это начало очищения. Распознать страсть и от нее отлепиться, еще не означает ее изжить. Это увидеть ее действие в пространстве ума и сам ум как пространство большее страсти. p.s. Субличность - вполне нормальный современный термин, применяющийся в психотерапии. Устоявшийся, многократно описанный. Вполне вписывающийся в святоотеческое понимание страстей и их действия на человека.
Это не верное суждение.
На лицо сужение, упрощенчество в сфере духовной, к чему мир настойчиво и катится.
Я вижу введением понятия "субличность", понятий "субличности" просто сведение описания духовного мира человека к единственному узкому варианту рождения (но не вселения) в человеке его личного беса или его личных бесов страстей.
Но разве это и есть исчерпывающее описание всего многообразия духовного мира человека?
Я так совершенно не думаю.
Тут просто крайний случай натянут на общую ситуацию, как сова на глобус, современным миром, ничего вообще ныне не понимающем в вещах духовных.
Древние были весьма осторожны и точны в описании вещей духовных и имели для данной работы весьма развитый и сложный понятийный аппарат. Лично я в этом только начинаю разбираться, заново перечитывая св. отцов, и по новому их осмысливая с учётом накопленного личного опыта в делах духовных.
Так что наверное буду потихоньку копаться в Мистагогии св. Максима, поглядывая в текст на языке оригинала, уж больно хорошо там дан набросок канвы видения святым духовной организации человека, да ещё и в движении духа человека, и в целеполагании этого движения.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Акафёдор

  • Сообщений: 177
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский, Человек ко всему привыкает. Можно это относить на растождествление, а можно и нет - но примеров хотя бы ВОВ когда и слыхом не слыхивали про всю эту психологическую лабуду, и обживались среди боевых действий, в блокаде, концлагере и т.д. Но я не спорю, нет... Даже если бы это был волшебный плюшевый слоник, за нос которого надо подержаться, чтобы все пошло на лад, то не надо спорить. Ну и тем более растождествление с субличностями. Если помогло - то и слава Богу. (Просто мне вся эта ляля из психологии не поможет, хоть я её когда-то давно перелопатил горы, но дело не во мне.)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Сергий, Акафедор, как вы практически распознаете и разделяете внутри себя духовное и душевное? Кто в вас сильнее дух или душа? Кто определяет жизненную интенцию в целом, в деталях повседневности?

Сергий, можно подробнее про целеполагание в духовной жизни? Зачем это все? За что рубимся? Эти вопросы, как думаете, от духа или от души?

Акафедор, что сейчас практикуете? Есть ли какие-то приоритеты?

Сергию и Акафедору. Как относитесь к апофатическому богословию? Возможно ли апофатическая антропология?
« Последнее редактирование: 16 Август 2022, 13:05:55 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Сергею. Страсть имеет как логосное-смысловое, так и энергийное измерение. Страсть модулирует ум, одевает на него определенные "фильтры", подмешивает муть и т.д. Действие страсти также одновременно и логосное и энергийное.  И разотождествление очень важный этап и с логосом, и с энергией. И это не попытка избежать ответственности. Это начало очищения. Распознать страсть и от нее отлепиться, еще не означает ее изжить. Это увидеть ее действие в пространстве ума и сам ум как пространство большее страсти. p.s. Субличность - вполне нормальный современный термин, применяющийся в психотерапии. Устоявшийся, многократно описанный. Вполне вписывающийся в святоотеческое понимание страстей и их действия на человека.
Это не верное суждение.
На лицо сужение, упрощенчество в сфере духовной, к чему мир настойчиво и катится.
Я вижу введением понятия "субличность", понятий "субличности" просто сведение описания духовного мира человека к единственному узкому варианту рождения (но не вселения) в человеке его личного беса или его личных бесов страстей.
Но разве это и есть исчерпывающее описание всего многообразия духовного мира человека?
Я так совершенно не думаю.
Тут просто крайний случай натянут на общую ситуацию, как сова на глобус, современным миром, ничего вообще ныне не понимающем в вещах духовных.
Древние были весьма осторожны и точны в описании вещей духовных и имели для данной работы весьма развитый и сложный понятийный аппарат. Лично я в этом только начинаю разбираться, заново перечитывая св. отцов, и по новому их осмысливая с учётом накопленного личного опыта в делах духовных.
Так что наверное буду потихоньку копаться в Мистагогии св. Максима, поглядывая в текст на языке оригинала, уж больно хорошо там дан набросок канвы видения святым духовной организации человека, да ещё и в движении духа человека, и в целеполагании этого движения.

Кто тот, кто разбирается, считает, копается в текстах, выбирает, занимает ту или  иную позицию?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский, Человек ко всему привыкает. Можно это относить на растождествление, а можно и нет - но примеров хотя бы ВОВ когда и слыхом не слыхивали про всю эту психологическую лабуду, и обживались среди боевых действий, в блокаде, концлагере и т.д. Но я не спорю, нет... Даже если бы это был волшебный плюшевый слоник, за нос которого надо подержаться, чтобы все пошло на лад, то не надо спорить. Ну и тем более растождествление с субличностями. Если помогло - то и слава Богу. (Просто мне вся эта ляля из психологии не поможет, хоть я её когда-то давно перелопатил горы, но дело не во мне.)

Кто тот, кому "ля-ля" из психологии не поможет? Кто тот, кто перелопатил горы психологической литературы?

p.s. Хочу отметить, что вопросы написал в пределах заявленной темы. Ответы на них помогут более полному ее раскрытию. Сорри за легкие нотки учительства.

При написании текста отметил в себе субличности  "участника форума" и "университетского препода".

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Цитировать
Сергий, как вы практически распознаете и разделяете внутри себя духовное и душевное? Кто в вас сильнее дух или душа? Кто определяет жизненную интенцию в целом, в деталях повседневности?
Игорь Спасский, человек, когда он соматик, то он и соматик, и ни духовного ни душевного в себе и не различает. Человек, когда о психик-душевный, тогда он и душевный, и ничего иного в себе и не различает. Человек, когда он пневматик-духовный, то он и духовный, и ничего в себе иного не различает.
Человек может меняться. Может стать и пневматиком. Но различать что-то в себе и давать самому себе оценку - это дело прелести. Если есть желание заморачиваться на эту тему, считай себя последним животным, скотиной последней, да, и дело с концом. Лучшего и не придумать.
Других можно оценивать. Да. Но тоже ошибёшься наверняка.
Помыслы надо просить различать дать тебе дар у Бога. Веру, надежду и любовь в дар от Бога просить, а не в себе копаться. Чего там копаться? Ты животное разумное и не более того, последняя скотина ты и есть - вот твоя высшая оценка себя в своих глазах какая должна быть.

Если во мне вера? Есть ли надежда? Есть ли любовь? Положил ли хоть начало покаянию - перемене ума? На эти то вопросы нет ответов. Что уж рассуждать от "духовном и душевном" в себе?
Я лишь дошёл до края, заглянул лишь в бездну, лишь ясно осознал, что зацепиться не за что, нет никакой опоры уму, никакой истины, как начала пути, кроме Бога, как Истины, как Начала и Конца пути.
И что?
В этом Начале пути и пребываю.
И мне этого достаточно.
Помыслы пытаюсь различать.
Вроде получается.
Иногда.
Логосы познаю, ибо познать логосы Бога необходимо, познание логосов, опытное познание, а не умозрительное познание, и есть покаяние-перемена ума. Познанные логосы и меняют ум, который без их познания "сам себе на уме" и от этого и грешит, ошибается, просто, принимая ложь, за истину, и отвергая истину, посчитав её своим вздорным мнением ложью.
"Очевидные вещи" то, которые мы почитаем "добром", и "очевидные вещи", которые мы почитаем "злом", на деле, уже по логосам Бога, могут быть совсем и не верно нами так оценены, могут быть вещами совсем не очевидными.
И что?
А тогда твоё "добро" и вовсе не добром окажется.
Вот, где засада.
И что?
Бог простит?
"Прости им, ибо не ведают, что творят" - на такое прощение надеяться?
Надеяться всегда надо, но, если тебе Богом дан соответствующий ум, то его надо и менять так, чтобы грешить поменьше самому и сразу.
Ничему иному св. отцы и не учат.
Никакого иного предназначения в Умном Делании и нет.
Соматики ни о чём сказанном мною никогда всерьёз в практическом плане и не думают.
Психики-душевные доходят до веры "во что-то", что их "всего лишь по их вере" и спасёт как-то, зачем-то.
И только пневматики-духовные ищут путь к спасению и пытаются идти по нему, надеясь на РЕАЛЬНУЮ помощь Бога им на этом пути.
И когда пневматики-духовные по мере постижения логосов Бога продвигаются к Истине, то есть к Богу, то они и меняются в направлении предназначения человека, заданного Богом при создании человека.
А как всё это происходит конкретно, я в разговоре с Пафнутием всё расписал, так что добавить мне тут нечего.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Акафёдор

  • Сообщений: 177
    • Просмотр профиля

Кто тот, кому "ля-ля" из психологии не поможет? Кто тот, кто перелопатил горы психологической литературы?
Это я, даже если психологи начнут уверять, что об этом лучше думать иначе. Мало ли что они ещё выдумают. Раньше я относился к психологии нейтрально или с интересом (в том числе и Ассаджиоли почитывал), но позже это отношение сильно ухудшилось, но не знаю интересно ли будет почему...

А недавно познакомился с методом Синтии Буржо, который описал прозелит тут: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3586.0
Попробовал и был доволен. В принципе, можно уловить некоторое подобие. Если одном случае субличности, которые предлагается наблюдать со стороны, растождествляясь; то в другом - этакая практика приглашения страстей ("драконов"), называния и сострадательного внимания к ним во свете, - и отпускания их. По-моему это вот довольно не плохо может быть.