У нас (т.е. в наше время) утрачены многие знания. Почему iunija удивилась словам Симеона НБ о четырех стихиях? Предположу, потому что сложилось не самое глубокое (расхожее) мнение о мировоззрении святых отцов. Типа: считать, что человек состоит из четырех стихий также "еретично" в их время, как и в наше - говорить об энергетических центрах.
Возможно, возможно, что iunija именно так и думает. Наверняка она нам о сем поведает.
Церковный консерватизм не всегда плохо. Вернее так: консерватизм полезен для Церкви вообще, но иногда приносит вред тем, кто способен принимать сверхтвердую пищу и даже ядовитую из других источников, без вреда себе, и даже с пользой для себя имхо. Последние бывают биты и весьма сильно, это факт.
Убежден, что святые отцы знали гораздо более того что передали нам в своих творениях и не из за страха слыть еретиками, а по внушению Святого Духа передавали нам только то что нужно было написать. И именно в том виде, в котором мы эти творения находим. Открытость знаний для всех и всего имхо плохо. У всех разная степень готовности принять их. Вот Священное Писание, знают практически все что написано универсально, и для младенцев в вере и готовых принимать твердую пищу. Думаю так же и с творениями святых отцов, каждый в них черпает в меру своих сил, без вреда душе своей.
Из за высокой степени информированности общества в наше время утраченные знания, на мой взгляд, переживают бум возрождения. По сравнению с тем что мы имеем сейчас под рукой в вопросе получения знаний святые отцы вплоть до 20 века могли только мечтать. Да и вообще нужно ли это им было? Судя по тому, как получала знания препод. Мария Египетская! наши компы и инет отдыхают, (ведь какого уровня совершенства достигла, не прочитав ни одной книжки!!!) Я говорю именно о тех, у кого Пресвятая Троица сотворила себе обитель.