И это не значит, что всем теперь надо советовать читать Канта, Честертона, Сведенборга и Экхарта - тот, кто через это добрел до Церкви - им уже не надо, а тот, кто еще в пути - у того свои канты и сведенборги будут помогать. Это личный путь каждого.
Церковь - это сообщество святых, святых не по названию, или по территориально-организационной принадлежности, а по сути. Причем, святых не своей собственной святостью (сами мы есть по себе прах и тлен и рабы ничего не стоящие), а святых Его святостью. Эта святость обретается посредством жизни (внутренней и внешней) согласно понятым истинам, основанием которых является признание Божественности Иисуса Христа. Именно через это человек входит в церковь, или же воцерковляется. Другими словами, через это Новый Иерусалим возводится в жизни человека. Подлинность же жизни Нового Иерусалима зависит в от качества, согласнованности, и подлинности истин веры.
Истины веры, если они подлинные, указывают путь к царству небесному. Они есть путь или дорога. И сознание, духовно-рациональное мышление (не путать с рационализмом) образованное этими истинами, это как колесница, повозка, или, тот же поезд или машина, которая доставляет на горючем (любви, "масле светильника") верующего из пункта А (невозрожденного/невоцеркволенного состояния) в пункт Б (возрождение/воцерковленное состояния). Само по себе сознание или понимание вещей или же вера, которая есть внутренним признанием истинного, никого из пункта А в пункт Б, естественно доставить не может без любви и благолюбия. Но и благолюбия, практика, любовь без достойного понимания, скажем так, пробуксовывают и при всей видимости активности, стоят на одном месте. Сколько горючее не пали, без нормального, исправного двигателя машина не поедет. А представьте, если у вас вообще нет машины, и вам приходится по бездорожью тащится на хромой лошадке (при всем уважении к ее достоинствам в ранней ее юности) в дальние страны. Теоретически, доехать можно. Никто особо мерсы и бмв никому ни в этой жизни, ни в той не навязывает. Но извините, если цель - действительно доехать до цели, то лично я предпочитаю хорошо асфальтированные новые и чистые дороги, ведущие к цели, а не мимо, достойной средство передвижения в наше время, и достаточно хорошие характеристики этого средства. А результаты всегда очевидны. Переключимся с метафорического на более ясный язык.
Результаты проверяются по сл. методике: есть ли ясное постижение истины или нет, есть ли озарение в Слове от Господа, а не слепая опора на авторитет или нет, есть ли презрение, к тем, кто выходит за рамки "своих" или нет, есть ли лжесвидетельства, лукавство и прочие духовные и моральные достояния или нет и т.д.
Это я все к тому, что вопрос не в личностях, названиях, традициях, апломбах и прочем. Вопрос в том, что есть что по сути.