АндрейВ
меня в общем-то не интересует обожение само-по-себе, но лишь только учение об обожении у Отцов.
АндрейВ четко обозначил цену этого спора: обожение - а значит и Бог, и Христос - сами-по-себе не интересны. Интересно составить мнение об учении об обожении. Не спастись, а прочитать и изучить книгу о спасении. А после щедро раздавать ярлыки прелести и ереси всему, что не соответствует выработанному мнению об учении.
Не знал, что Alexander - настолько прозорливый человек. Кто еще сможет всего по нескольким сообщениям, не зная более ничего обо мне, вот так взвесить, оценить и осудить.
В разговоре люди часто говорят кратко, не разжевывая, если полагают, что собеседник их поймет. Как видим, Максим меня понял, речь моя была обращена к нему.
Более развернуто я бы сказал так. Меня не интересует учение об обожении само по себе. Ведь об обожении говорили и неоплатоники и гностики и адепты восточных практик и и средневековые схоласты и современные ученые-патрологи и еще много кто. Мне все это неинтересно. Мне интересно только учение об обожении у святых отцов.
И вовсе не для того, чтобы подменить само обожение учением об обожении, вовсе нет, какая чушь! Учение об обожении - важнейшая часть святоотеческого учения о спасении. А учение о спасении необходимо для всякого кто желает спастись. Мы спасаемся не с закрытыми глазами ума и не со спящим разумом. Есть мнение, что в древности Отцы спасались безо всякого такого учения. Патерики пестрят такими случаями: пришел, поступил в послушание к авве и спасся. Да, но только для того и нужно было идти в послушание - потому что сам не знаешь как спастись, а авва знает. Учение о пути спасения всегда присутствовало, но часто передавалось устно и деятельно от учителя к ученикам.
Также и борьба с ересями велась Отцами не от скуки и не для развлечения - а лишь потому, что ложное еретическое учение - это в первую очередь повреждение учения о пути спасения.
Есть такой вид аскезы - "стяжание разума Отцев". Т.е. восприятие святоотческих рамышлений как своих, заменить свой разум - тем разумом, который был общ Отцам. Вот для этого и надо заниматься исследованием учения Отцов.