Для начала хочу сказать, что Вера в единого Бога и в Иисуса Христа у меня по моему разумению есть, скорее всего она слабовата, но пока пусть будет хотя бы такой. К Вере я пришёл уже поздно, почти в 40 лет. Начиналось всё вроде бы неплохо, - и на службы ходил регулярно-постоянно, и исповедовался, и причащался. Только надолго меня не хватило. Сейчас я бы себя мог назвать уже не воцерковлённым православным, а “выцерковленным”.
Разумеется, основные причины во мне самом, многие из них мне отчётливо ясны, главными из них можно назвать маловерие и обычную бытовую суету. Это я осознаю и полностью понимаю.
Однако кроме этого есть некоторые моменты, которые я не мог понять в церкви, да и до сих пор не понимаю, просто интерес к этому был на неопределённый срок отложен. В первую очередь мне был непонятен даже не аскетизм, а что-то вроде принудительного самоуничижения и опять же не смирения, а какого-то стремления воспитать в себе постоянное представление о том, что человек сам ни на что не годен, является вместилищем порока и заслуживает исключительно того, чтобы его кто-то вёл и наставлял, а сам бы он при этом не смел ни глаз поднять, ни вопросов задавать.
Постоянное положение человека во время его нахождения на службе – это что-то вроде полупоклона. Голова всё время склонена вниз, как будто он хочет глаза от Господа спрятать. Какой смысл? Все грехи и известные человеку, и неизвестные Господь видит и знает, что тут можно спрятать. Я понимаю общие поклоны, которые необходимы по смыслу службы и ничего против не могу иметь, наоборот, склониться перед Господом часто самому хочется. Но мне часто также хотелось и полностью распрямиться, как бы показывая себя всего и внешне, и внутренне. При этом даже возникало (очень редко) какое-то ощущение единения себя с чем-то до сей поры неизвестным, но очень значимым. Однако общий настрой можно было назвать и даже почувствовать немного другим, выпрямляться и раскрываться одному среди всех, кто уже давно привык к склонённой голове на службе становилось несколько неудобно и странно.
Я даже пробовал присмотреться к иконам и церковной росписи, чтобы как-то найти для себя ответ. Не нашёл. Практически на всех изображениях Иисуса Христа со своими учениками или каких-то изображениях людей в храмах всегда головы были склонены.
В результате мне стало проще ходить в Храм не во время служб. Сила воздействия самогО храма на человека очень велика и одному прийти к такому состоянию, которое достигается уже только входом в Храм, обычно не так-то просто. Однако в конце концов такие приходы стали происходить всё реже (какие-то причины я и сам неплохо вижу, какие-то нет, но спросить я хотел не об этом).
Кроме этого, на первый взгляд, чисто внешнего обстоятельства, есть и другие вещи, которые мне непонятны и их немало. В частности, деление христианства на разные конфессии, которое стало происходить уже во времена ранних христиан, мне тоже неясно и вызывает многие “смутные” мысли. В первую очередь это мысли о том, что люди свою Веру и религию начали использовать в своих корыстных целях довольно скоро после появления на Земле христианства. Введение обязательного христианства в Римской империи сильно отдаёт введением всеобщего среднего образования или просто введением некого законодательства, которое было бы удобно прежде всего руководящим слоям общества.
Не могу ничего всерьёз пытаться сказать о католицизме или протестантизме поскольку с ними вообще практически не знаком, однако сидеть на службе, как в театре, мне тоже представляется странным, а считать, что у человека одним только появлением и распятием Христа на Земле уже искуплены все грехи (якобы так считают протестанты, я в этом не уверен) - это мне и вовсе недоступно. Как бы делай, что хочешь, за тебя уже всё уплачено.
На сегодняшний день вот такие у меня сумбурные размышления, которые требуют немалого труда от меня и сейчас и в дальнейшем. Буду рад, если кто-то выскажет своё отношение или, может быть, даже какие-то советы.