Здравствуйте!
Спасибо всем откликнувшимся. Немало мне пришлось и прочитать и передумать и как-то попытаться в себе уместить все слова, которые были сказаны здесь. Всё это только малая толика, дальше читать и самому с собой бороться придётся ещё больше...
Сейчас хочу только некоторые пришедшие мысли высказать, опять, скорее всего, сумбурно получится, ну уж, как сумею.
Конечно, развалясь в кресле, нельзя молиться. Думая о том, что после службы надо бы ещё успеть вот те и эти дела сделать, тоже нельзя. Слова-то можно произносить, но смысла в них не будет. Молитва длжна быть искренней попыткой обращения к Господу, а это ничего лишнего не терпит.
Я никогда не говорил, что возможно нос задирать во время молитвы или как-то именно гордыню проявлять. Однако вот эти слова:
...Иногда даже так прекрасно, именно во время Литургии, смотреть не вниз, а вверх. Это не только не умаляет в нас чувство нашего недостоинства Богу, но и увеличивает его, дав нам какое-то прекрасное чувство страха, от того наверное, что так хочется пройти через стены и купол и улететь туда, куда так хочется...
мне очень понятны, именно о чём-то подобном я и говорил. Идеальным состоянием во время молитвы, на мой взгляд, должно быть максимальное (на какое человек в этот момент способен) приближение к учению Господа. Здесь совершенно необходимо будет и покаяние и просьбы и восклицания о вразумлении и наставлении.
Можно на коленях молиться, можно глубокие поясные поклоны класть, можно вообще пасть ниц, - это всё от внутреннего состояния человека в этот момент зависит. Быть полностью выпрямленным, натянутым, как струна и тянущимся вверх ничем не хуже и не лучше других положений тела человека в молитве, важно, чтобы внешнее в человеке соответствовало внутреннему, тогда молитва приобретает сокровенный смысл и может привести к какому-то новому познанию.
В вопросах Веры вообще человеческий язык очень несовершенен, - сказать что-либо с математической точностью, так, чтобы один человек понял абсолютно то, о чём говорил другой, просто невозможно, да и не нужно. Важны чувства человека и их истинность.
Для области, в которой учение преподавалось притчами и образами, вообще-то, как мне представляется, положение тела человека может быть гораздо важнее, чем нам может показаться. Человек - это целостное существо и его грубая структура неразрывна связана с тонкими, а именно они в первую очередь определяют процесс развития Веры в человеке. А эти тонкие структуры очень тесно связаны с грубыми и внешним, видимым положением и состоянием человека. В частности, просто развалясь в кресле или валяясь на земле после слишком "усердно" отмеченного праздника, их и вовсе практически невозможно почувствовать. То же и при нацеленности разума на решение какой-либо "непременной и очень насущной" бытовой или рабочей проблемы. Ну и кроме этого одним только умственным размышлением вообще вряд ли удастся многого добиться.
У меня есть очень спорное мнение, я к нему и сам отношусь с недоверием, т.к. никаких подтверждений не имею, а выдумать человек может всё, что угодно. Мысль есть такая, что учение Христа изначально было не полностью понято (я, конечно, не претендую на то, что мне оно понятнее, чем его личным ученикам и многим людям, отдавшим все свои жизни на это учение).
Иисус появился в те времена, когда уже было очевидно развитие человеческой цивилизации по технократическому пути. Сам он показывал всяческие чудеса, которые могли повернуть ход развития цивилизации. Здесь и хождение по воде и исцеление одним прикосновением и исчезновение от рук, желавших схватить его и многое другое.
"Богу возможно всё" - это неоспоримо, но не стоит забывать и о том, что Христос был воплощением Бога в человеке и всё человеческое (то, каким был создан человек) в нём присутствовало.
Есть свидетельства о том, что Сергий Радонежский во время проповеди поднимался над землёй, есть различные свидетельства о чудесах, связанных с Серафимом Саровским, в частности, об ощущении тепла рядом с ним во время морозной зимы и другие.
Т.е. вообще-то человеку был показан путь развития без всё большего впадения в зависимость от техники, создаваемой человеком и губящей в конце концов Землю, т.к. как творец человек пока себя ничем особо значимым не проявил. Этот смысл учения то ли не заметили, то ли со временем утратили, но факт, что сейчас мы находимся в таком разрыве со своей и с общей природой, что воссоединить этот разрыв людям вряд ли удастся.
Аскетизм для такого подхода к своему и общему развитию необходим, необходимо не желать ничего лишнего и не заботиться о завтрашнем дне и многое-многое другое. У всего человечества на это сил не хватило (а могло бы), чуть-чуть приблизились к учению только очень немногие...